
Светлана Бакулина
В 2015 году я закончила университет по специальности Пиар.
Сразу же устроилась работать на выборах — продвигать кандидатуру одного из местных депутатов. Кампания прошла успешно.
В самый разгар праздника по случаю победы нашего депутата директор взял небольшую паузу, посмотрел на нас серьёзным взглядом и сказал:
«Мы с вами так хорошо поработали, что теперь нам всем неплохо было бы покаяться. Завтра едем в Городецкий Феодоровский монастырь, на встречу со священником, там с ним обо всём и поговорим...»
На следующий день мы приехали в мужской монастырь. Я была рваных джинсах, с распущенными волосами. До этого в храмы особенно не ходила. Знала от бабушки всего две молитвы. И все-таки встала в очередь на исповедь. Для меня она была первой в жизни. Тогда я вообще не понимала, что говорить. Возникла неловкая пауза:
— Я могу задать тебе несколько вопросов — прервал молчание священник — а ты вспомни, было подобное в твоей жизни? Ну, а если что-то будет непонятно, то спрашивай.
Непонятно было многое. Практически после каждого вопроса я просила объяснить, почему то или иное действие — это грех, и подбирала побольше оправданий своему поведению. О покаянии речи пока не шло.
— Меньше знаешь — крепче спишь — ответствовала я. И, если я о каком-то грехе и законе не знала, значит, батюшка, я всего лишь жертва ситуации, и не считаю себя виноватой.
— Постой... — остановил меня священник — Представь ситуацию: ты связалась с преступником, он попросил тебя сделать какое-то противоправное действо, ну, например, обмануть кого-то или украсть ценную вещь. Человек он в целом хороший, как тебе кажется, но вот в какой-то момент тебе вдруг приходит повестка в суд. Ты приходишь, а судья называет статью по которой вас судят и говорит — у вас есть право последнего слова перед тем, как приговор вступит в силу, вы что-то хотите сказать?
В этот момент ты вдруг удивляешься, пугаешься и говоришь: простите, товарищ судья! Я не знала, что это противозаконно. Я не знала, что так делать нельзя, а значит не виновата.
«Незнание закона не освобождает от ответственности» — слышишь ты в ответ... Тебе напоминают про Конституцию РФ, называют с точностью номер статьи в законе и судят тебя по ней.
Так вот запомни — точно также будет в момент страшного суда...
В духовной жизни также есть своя, так называемая «конституция» и свои законы...
Наша беседа оказалась увлекательной, но очень сложной для меня. Уже хотелось поскорее поехать обратно домой, в привычный для меня уклад жизни. И, подводя итог, я сказала священнику, что в любом случае, я не смогу — взять и всё бросить, бросить привычную жизнь. И потому не вижу смысла начинать что-то менять.
— Всё сразу не получится! — ответил он — Оставь хотя бы что-то одно уже после этой исповеди, но навсегда... А жить по — другому всё равно уже не сможешь
— Это мы ещё посмотрим — с усмешкой ответила я.
И вот тогда началось самое интересное... Моя жизнь действительно стала меняться. Я прекрасно услышала всё, что говорил батюшка. Из головы не выходила фраза: «Незнание закона не освобождает от ответственности». И каждый поступок я невольно соотносила с заповедями.
Священник будто озвучил вслух то, что в глубине моей души уже было. То, что закладывали родители или то с чем внутри я была согласна, но упорно это скрывала от себя самой и отрицала.
Жить по-старому не выходило. И я начала менять жизнь. С малого. Отказалась от просмотра гороскопов и игры в карты. Потом и другие привычные вещи стали видеться уже под другим углом. Было состояние, как будто ты спал и тебя «включили». И я за это так благодарна! Лично благодарю батюшку каждый раз, когда приезжаю в этот монастырь. А бываю там теперь очень часто!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер