2 Сол., 275 зач., II, 1-12.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел открывает христианам города Салоники обстоятельства пришествия антихриста. Отчасти уже в настоящий момент тёмная сила действует в мире, но перед концом человеческой истории настанет такой период, когда она проявит себя в полной мере. Мы узнаем, что появится человек, который, насколько это вообще возможно человеку, будет воплощать в себе зло и порок. Павел называет его человеком греха, сыном погибели, беззаконником. По своему образу мысли и действий он будет прямо противоположен Христу, а потому нередко его называют именем антихрист. Как Спаситель собирал вокруг Себя тех, кто искал истину, так антихрист, словно магнит, притянет к себе тех, в ком живёт грех. Его власть на земле будет тотальной, но недолгой. Господь, Который придёт на землю в Своей славе, уничтожит его в последней битве, а с ним вместе погибнут и все его приспешники.
В христианской традиции существует множество попыток объяснить эти таинственные пророчества. Толкователи пытаются ответить на вопрос, кто такой этот антихрист, когда именно он придёт, каким будет его правление и сколько оно будет продолжаться и т.д. Следует признать, что строго однозначных ответов на все эти вопросы не существует. Однако из того, что нам открывает Священное Писание при помощи символических образов, можно всё же выяснить нечто определённое и полезное для себя.
С одной стороны, зло, которое существует в нашем мире, это не просто результат стечения случайных обстоятельств. Оно имеет вполне определённый источник — искаженную волю разумного и свободного существа. Действие этой злой воли усиливается по мере приближения истории к своему финалу. Однако, с другой стороны, апостол прямо говорит, что всё это происходит по непостижимому для нас Промыслу Бога. Несмотря на то, что окружающая жизнь нередко напоминает хаос, в конечном счёте всей историей управляет Господь. Он полностью контролирует её движение. В результате всё закончится Его грандиозной победой.
В этой грандиозной битве добра и зла нам многое непонятно. У нас нет всей информации. По сути, мы находимся в той же ситуации, что и простой солдат, который выполняет задание, лишь смутно догадываясь о стратегических планах противника и собственного высшего командования. Всё, что от нас зависит, — определиться в течение жизни, на чьей мы стороне. Ведь каждый нечистый помысел, который мы приняли и поддержали, трансформируется в реальное чувство, слово, поступок. Так мы становимся соучастниками миссии антихриста, вносим свой вклад в его дело. Ровно в той степени, в какой мы разрешаем тьме жить в своём сердце, в той степени, в какой мы одержимы самолюбием и зациклены на себе и удовлетворении своих эгоистических потребностей, мы утверждаем его царство и ускоряем его пришествие, а, следовательно, воюем на его стороне. И, напротив, если мы сопротивляемся греховным позывам, которые исходят из нашего сердца, стремимся изменить себя к лучшему, стараемся исполнять в своей жизни Евангельские заповеди, мы выступаем на стороне Бога. И Господь всячески поддерживает нас на этом пути. Как высказывался по этому поводу святитель Феофан Затворник, Спаситель помогает нам самими обстоятельствами жизни. Он побуждает нас выбрать Свою сторону через людей, с их словами и взглядами, через минуты горести и радости, через разнообразные внутренние воздействия голосом совести и при помощи иных высоких чувств. От нас требуется всего лишь быть внимательнее к окружающим и самим себе. И эта поддержка Бога никогда не прекратится. Она будет продолжаться до той самой минуты, пока зло не будет совершенно уничтожено, а добро не одержит окончательную победу.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.