
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Сол., 275 зач., II, 1-12.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел открывает христианам города Салоники обстоятельства пришествия антихриста. Отчасти уже в настоящий момент тёмная сила действует в мире, но перед концом человеческой истории настанет такой период, когда она проявит себя в полной мере. Мы узнаем, что появится человек, который, насколько это вообще возможно человеку, будет воплощать в себе зло и порок. Павел называет его человеком греха, сыном погибели, беззаконником. По своему образу мысли и действий он будет прямо противоположен Христу, а потому нередко его называют именем антихрист. Как Спаситель собирал вокруг Себя тех, кто искал истину, так антихрист, словно магнит, притянет к себе тех, в ком живёт грех. Его власть на земле будет тотальной, но недолгой. Господь, Который придёт на землю в Своей славе, уничтожит его в последней битве, а с ним вместе погибнут и все его приспешники.
В христианской традиции существует множество попыток объяснить эти таинственные пророчества. Толкователи пытаются ответить на вопрос, кто такой этот антихрист, когда именно он придёт, каким будет его правление и сколько оно будет продолжаться и т.д. Следует признать, что строго однозначных ответов на все эти вопросы не существует. Однако из того, что нам открывает Священное Писание при помощи символических образов, можно всё же выяснить нечто определённое и полезное для себя.
С одной стороны, зло, которое существует в нашем мире, это не просто результат стечения случайных обстоятельств. Оно имеет вполне определённый источник — искаженную волю разумного и свободного существа. Действие этой злой воли усиливается по мере приближения истории к своему финалу. Однако, с другой стороны, апостол прямо говорит, что всё это происходит по непостижимому для нас Промыслу Бога. Несмотря на то, что окружающая жизнь нередко напоминает хаос, в конечном счёте всей историей управляет Господь. Он полностью контролирует её движение. В результате всё закончится Его грандиозной победой.
В этой грандиозной битве добра и зла нам многое непонятно. У нас нет всей информации. По сути, мы находимся в той же ситуации, что и простой солдат, который выполняет задание, лишь смутно догадываясь о стратегических планах противника и собственного высшего командования. Всё, что от нас зависит, — определиться в течение жизни, на чьей мы стороне. Ведь каждый нечистый помысел, который мы приняли и поддержали, трансформируется в реальное чувство, слово, поступок. Так мы становимся соучастниками миссии антихриста, вносим свой вклад в его дело. Ровно в той степени, в какой мы разрешаем тьме жить в своём сердце, в той степени, в какой мы одержимы самолюбием и зациклены на себе и удовлетворении своих эгоистических потребностей, мы утверждаем его царство и ускоряем его пришествие, а, следовательно, воюем на его стороне. И, напротив, если мы сопротивляемся греховным позывам, которые исходят из нашего сердца, стремимся изменить себя к лучшему, стараемся исполнять в своей жизни Евангельские заповеди, мы выступаем на стороне Бога. И Господь всячески поддерживает нас на этом пути. Как высказывался по этому поводу святитель Феофан Затворник, Спаситель помогает нам самими обстоятельствами жизни. Он побуждает нас выбрать Свою сторону через людей, с их словами и взглядами, через минуты горести и радости, через разнообразные внутренние воздействия голосом совести и при помощи иных высоких чувств. От нас требуется всего лишь быть внимательнее к окружающим и самим себе. И эта поддержка Бога никогда не прекратится. Она будет продолжаться до той самой минуты, пока зло не будет совершенно уничтожено, а добро не одержит окончательную победу.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема