На берегу Чёрного моря, на самом склоне скалы у мыса Фиолент, что в переводе с греческого означает «Божия страна», возвышается Севастопольский Свято-Георгиевский мужской монастырь.
Основали его в 891 году таврические греки-мореплаватели, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. А на самой скале был установлен крест.
И сегодня в этом необыкновенно красивом месте протекает тихая монашеская жизнь.
В своё время монастырь стал базовым для флотских иеромонахов. Был любим известными адмиралами Ушаковым, Нахимовым, Лазаревым и по сей день остаётся памятником воинской доблести. История в Крыму многовековая и многогранная.
Монашествующие и миряне в здешних местах стараются сохранить наше духовное наследие и делятся своим личным драгоценным опытом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Псалом 143. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Говоря о религии, люди часто противопоставляют её обычной жизни в мире. Человек, имеющий семью, работу и радующийся жизни, воспринимается чуть ли ни как преступник, который отказался от стремления к Царству Небесному. Но на самом ли деле такой взгляд на жизнь в мире можно назвать подлинно библейским? Ответить на этот вопрос помогает 143-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты́ мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны́, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Обвиняя светское общество в приверженности к тварному миру, верующие люди нередко подчёркивают, что жизнь мимолётна, скоротечна и радости в ней временные. При этом делается вывод, что раз они временные, лучше вообще их избегать и стремиться к радостям духовным. Кажется, что это традиционный религиозный взгляд, против которого ничего не возразишь. Однако при чтении Писания возникает явное ощущение, что всё на самом деле сложнее, что библейский подход глубже и интереснее. Так, во-первых, мир сотворён Богом и поэтому не может быть плохим по самой своей сути. Бог сотворил нас материальными совсем не для того, чтобы мы ненавидели материю и мечтали бы из неё сбежать. Верующих людей не устраивает не столько сам мир, сколько тот уход в потребление и комфорт, который сделан в светском обществе, вопреки заботе о духе. Именно поэтому, реагируя на зацикленность мира на земных благах, верующие подчёркивают, что эти блага временные и преходящие. Но в этом не вся правда о мире.
В псалме, который мы сегодня услышали, Давид поначалу, как кажется, тоже говорит именно об этом. Благословляя Бога и испрашивая Его милости и защиты, он задаёт Богу вопрос: «Что есть человек»? Но в отличие от 8-го псалма, где звучит такой же вопрос, здесь Давид даёт на него очень неутешительный ответ: «Человек подобен дуновению, дни его как уклоняющаяся тень». Слово «дуновение» очень важное для Священного Писания. Дело в том, что в еврейском оно образовано от того же корня, что и имя Авель и буквально означает суету, тщету или мимолётное дыхание, выходящее изо рта или ноздрей, которое мгновенно исчезает. Образ на самом деле очень трагичный, говорящий о бренности жизни любого из нас. Однако дальше Давид говорит удивительные слова, призывая Бога приклонить небеса и сойти. Казалось бы, куда Ему сходить, если мир полон лишь тщеты? Но Давид знает, что Бог, сошедший в мир, может исцелить его тщету и наполнить его смыслом. Господь может спасти людей от «вод многих» и той бездны житейского моря, которая готова поглотить человека, отнимая у него жизнь и все его силы. Но, призвав Бога как спасителя и избавителя, Давид обращает к Нему неожиданную мольбу. Он просит благословения для сыновей и дочерей, плодородия скоту и землям. Он описывает простую бытовую радостную жизнь, которая, как кажется, несовместима с началом псалма, в котором в трагичных словах вспоминается мимолётность человеческой жизни. Однако Давид не случайно соединяет в псалме три мотива. Он будто бы говорит: "Господи наша жизнь без Тебя мимолётна и все наши старания без Тебя напрасны. Но, если Ты сойдёшь и спасёшь нас от вод многих житейского моря и от тех духовных ран и проблем, которые наполняют нашу жизнь, мы сможем воспринять её по-другому, без эгоизма и своеволия, с благодарностью и радостью о Твоей любви.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие из нас слышали слово «неофит» и знают, что оно означает человека, который совсем недавно стал приверженцем какого-нибудь движения, обычно религиозного. Говоря о неофите, традиционно имеют в виду увлечённого романтика, с горящими глазами, искренне отдавшегося новому делу. И, конечно, таких людей немало в религиозной среде. Но какие опасности подстерегают их сегодня на пути воцерковления? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Наверное, любому родителю, который имеет опыт воспитания детей, знакомы фразы: «Да у вас вообще ничего нельзя» или «Почему вы всё запрещаете»? Интересно, что звучат они обычно из уст детей совсем не тогда, когда родители действительно всё запрещают... Да и вряд ли вообще можно запретить «всё». Очевидно, в ситуации конфликта, обычно не получив просимого, дети переходят к генерализациям: «У всех есть, а у меня нет», «Всем можно, а мне нельзя», «Вы никогда не учитываете моё мнение» и т.д. Возможно, в исключительных ситуациях такие слова оказываются правдивыми, но обычно всё же они далеки от действительности. Любой родитель, любящий своего ребёнка и желающий, чтобы он нормально развивался, даёт ему пространство для творчества и проявления инициативы. В конце концов человек должен найти своё дело, в котором раскроются таланты, данные ему Творцом, и за ребёнка никак нельзя решать, к чему лежит его сердце. Но всё же, тот же самый любящий родитель знает, что в мире немало опасных и вредных ситуаций, в сложностях которых ребёнок ещё не разбирается и должен быть ограничен. Так или иначе, самое главное заключается в том, что ребёнку или подростку довольно часто приходится просто доверять родителям, потому что до конца осознать природу разрешений и запретов он ещё не в состоянии, будучи образно говоря «неофитом в жизни».
Нечто подобное происходило с язычниками, которые обращались в христианство. И дело было не только в том, что само Евангелие было для них чем-то новым — новой оказывалась в целом вся библейская картина мира. И если для иудеев, принимавших Христа, всё выглядело последовательно, христиане из язычников оказывались в непростой ситуации. Принимая Евангелие, они, с одной стороны, принимали Ветхий Завет, в его исторической, вероучительной и нравственной части, с другой же, осознавали временность его дисциплинарных и ритуальных норм. Сложность их положения была в том, что сами проповедники и миссионеры, которые приходили к ним с проповедью, могли быть по-разному настроены. Из самых разных посланий апостола Павла мы знаем, что он боролся с некоторыми проповедниками, которые вводили лишние правила, ограничивающие свободу, которую возвещал Христос. Одни вводили необоснованные пищевые запреты, другие требовали бесполезных телесных подвигов и упражнений... Суеверий, или как их называет апостол, басней, было много, и апостол предупреждает Тимофея от того, чтобы он доверял самым разным мнениям. Может показаться удивительным, но апостол советует ему вникать в себя и в учение и заниматься этим постоянно. Под учением, он, очевидно, подразумевает рассказы людей для Церкви авторитетных, живых свидетелей проповеднической деятельности Самого Спасителя. Может быть, имеет в виду и свои собственные тексты и собственную благую весть, полученную когда-то от Христа. В любом случае, призыв Павла не слушать всех подряд, не принимать за чистую монету всё, что выдаёт себя за христианство, очень важен для неофитов в любые времена. Иногда люди, сами недавно пришедшие в Церковь, говорят от её имени, чем создают ложное впечатление об ограниченности и чуть ли ни ущербности христианской жизни. На самом же деле, исходя из новозаветного благовестия свободы, Церковь не запрещает чего-то просто чтобы запретить, но позволяет всё, что не противоречит пути спасения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёры-медики для «Благотворительной медицины»
«Благотворительная медицина» — это волонтёрский проект, созданный несколько лет назад медиком Валерией Пинигиной. Участники проекта — люди разных медицинских профессий, которые в свободное от работы время приходят на помощь тем, о ком некому позаботиться, у кого нет документов и денег, кто лишился дома и оказался на улице. Кроме этого, доктор Лера, как ласково зовут её подопечные, вместе с волонтёрами регулярно выезжает на Донбасс. Там в рамках проекта «На стороне жизни» они заботятся о беременных женщинах и мамах с детьми. Консультируют их по вопросам здоровья, оказывают психологическую и гуманитарную помощь.
Больше года назад Валерии Пинигиной написала Алёна, мама троих детей. Её семья живёт в той местности, куда порой не доезжает даже скорая. В то время Алёна находилась в положении. Беременность протекала сложно, поэтому женщине была необходима помощь врачей. Благодаря волонтёрам-медикам здоровье мамы оказалось вне опасности. Сегодня Алёна сама трудится в «Благотворительной медицине» — координирует работу проекта в прифронтовых зонах.
Помощи там ждут многие семьи. Задачи у волонтёров самые разные. Например, недавно им удалось вывезти в Москву трёхмесячную девочку с пороком сердца. В столице малышке провели срочную операцию, и сейчас она чувствует себя хорошо.
В «Благотворительной медицине» всегда нужны врачи разных специальностей. Присоединиться к проекту можно из любой точки страны — консультировать выездную бригаду и подопечных онлайн. Если вы готовы помогать семьям Донбасса, делиться своим временем и опытом, свяжитесь с командой «Благотворительной медицины».
Контакты есть в официальной группе проекта в социальной сети ВКонтакте.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











