
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В представлении иудеев времён апостола Павла всё время человеческой истории делилось на два больших периода, век нынешний и век грядущий, будущий. Век нынешний — время несправедливости, скорбей и страданий. Век грядущий — золотое, блаженное время, когда всё зло исчезнет и всем будет править Бог. Между этими двумя эпохами и находится День Господень, о котором мы слышим в сегодняшнем отрывке. Этот момент перехода от одного состояния мира к другому — точка кризиса. В День Господень старое будет разбито вдребезги, чтобы уступить место новому.
В Ветхом Завете мы встречаем множество описаний этого события. Из них мы узнаём его основные характеристики. День Господень придёт внезапно. Он будет сопровождаться разного рода катаклизмами и катастрофами вселенского масштаба, в результате которых ветхий мир будет разрушен до своих оснований. Ну и, конечно же, это будет время суда Божия над человечеством и над всем, что оно сотворило. В христианской традиции это время вмешательства Бога в историю. День Господень начинает отождествляться со Вторым Пришествием Христа.
Когда это случится, никто не знает. Сам Спаситель в Евангелии не раз упоминает об этом событии, отмечая, что времена и сроки, когда это произойдёт, знает только Его небесный Отец. Именно об этом и говорит сегодня апостол Павел. Он проповедует внезапность Второго Пришествия, используя образ вора, который тихо и незаметно пробирается в дом тёмной ночью, в тот момент, когда все спят. Однако, по словам апостола, это не повод для того, чтобы нас это событие застало врасплох. Внезапным этот день будет лишь для тех, кто живёт во тьме греха. Если человек хранит в себе свет Евангелия, он духовно бодрствует. Поэтому приход этого Дня не станет для него неожиданностью. Для него Второе Пришествие Христа будет не моментом ужасного потрясения и кризиса, а моментом долгожданной, ожидаемой, радостной встречи. Всё это касается и того момента, когда наш земной путь подойдёт к концу. Это наш персональный День Господень, наше персональное Второе Пришествие.
Когда родственники одного умирающего собрались вокруг его кровати, чтобы поддержать его в последние минуты жизни, он спокойно ответил им: «не плачьте, я крыл крышу моего дома, когда погода была тёплой». То есть я всеми силами готовился к этому страшному моменту. Именно эту мысль хочет донести до нас сегодня апостол. Мы не знаем, когда случится Второе Пришествие, мы не знаем, когда перейдём от жизни к смерти, не знаем, когда придёт наш момент покинуть эту жизнь, но мы определённо знаем, что эта встреча состоится. И для каждого из нас она начнётся с нашего личного Дня Господня. Как говорит апостол Павел в одном из посланий: «человеку однажды положено умереть, а потом суд». А потому у нас нет времени оставлять принципиально важные вещи на последний момент своей жизни. Разумный студент будет готовиться к экзамену заранее. Глаза человека, который долгое время провёл под землёй, без солнечного света, неизбежно испытают боль, когда он выйдет на поверхность. Так и здесь. Чтобы свет Дня Господня не ослепил нас, нужно привыкать к нему постепенно. Готовить свою душу тщательным и регулярным исполнением заповедей Евангелия. Лишь так шаг за шагом во время земной жизни, впуская в свою душу Христа, мы сможем с радостью ощутить Его всеобъемлющее присутствие в День нашей с Ним встречи лицом к лицу.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема