Кол., 261 зач., IV, 10-18.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим окончание послания апостола Павла к Колоссянам. И как это обычно для апостола, в конце он упоминает людей, которые были знакомы местным христианам, он дает поручения и передает приветы. Мы слушаем его слова и понимаем, что для кого-то из его учеников все это было чрезвычайно важно, было живо и значимо. Можно порадоваться за тех, кого он упомянул, кому дал высокую оценку. Но нас мучает вопрос: для чего этот текст нам? Чем он может быть нам полезен, если мы не знаем ни тех, о ком идет речь, ни того, чем именно они отличились.
И все же на самом деле эти тексты невероятно интересны именно тем, что они говорят о простой и ежедневной жизни обычных христиан. Из них становится понятно, что братолюбие и благочестие — не только слова, которые произносятся во время поучений, но реальные факты жизни во Христе. Мы видим, что Павел находится в заключении и для него это непросто. Он просит помнить о его узах, то есть, по-видимому, молиться за него в трудной ситуации. И все же, первое, что поражает в этом отрывке — полнота жизни. Человек, ожидающий суда и смертной казни, ведет себя совершенно спокойно, потому что не боится смерти.
Люди во все времена знали, что смерть существует, но не могли ощутить ее как факт личной биографии. Все вообще — смертны, но конкретному человеку осознать это про себя практически невозможно. Это знание закрывается от нас пеленой, как будто бы психика сопротивляется этому знанию. Ведь кажется, только осознаешь собственную смертность, и бездна бессмыслицы откроется перед тобой во всей своей необъятности. Однако апостол, судя по многочисленным обмолвкам, прекрасно понимающий, чем закончится его пребывание в узах, ведет себя не как тот, кому предстоит умереть, но как тот, кому надлежит жить. Жить не в простом биологическом смысле, но в смысле духовном. И речь не столько о судьбе его духа после смерти, сколько о том, что жизнь для него — это пребывание с Богом, а смерть — лишение общения с ним. Он хвалит Епафраса, который одним из первых проповедовал в Колоссах, за его молитву об учениках. Епафрас их учитель, но ищет не своего, а Божьего, хочет, чтобы они были совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Это же можно сказать о самом Павле, который перед лицом испытаний не пытается сбежать, не просит помощи, но заботится об учениках.
Современным людям кажется, что они очень много знают о христианстве. Что понятия Бог, заповеди, грех, спасение и другие записаны у них на подкорке. Даже те, кто совершенно не верит в Бога, по большей части знают о чем идет речь. Однако знать концепции и знать веру — совсем не одно и то же. Знать христианство как концепцию может кто угодно, ведь для этого достаточно прочитать несколько книг и иметь хорошую память. Однако знает христианство по-настоящему лишь тот, кто в любые времена и в любых обстоятельствах живет общением со Христом.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.