Кол., 261 зач., IV, 10-18.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим окончание послания апостола Павла к Колоссянам. И как это обычно для апостола, в конце он упоминает людей, которые были знакомы местным христианам, он дает поручения и передает приветы. Мы слушаем его слова и понимаем, что для кого-то из его учеников все это было чрезвычайно важно, было живо и значимо. Можно порадоваться за тех, кого он упомянул, кому дал высокую оценку. Но нас мучает вопрос: для чего этот текст нам? Чем он может быть нам полезен, если мы не знаем ни тех, о ком идет речь, ни того, чем именно они отличились.
И все же на самом деле эти тексты невероятно интересны именно тем, что они говорят о простой и ежедневной жизни обычных христиан. Из них становится понятно, что братолюбие и благочестие — не только слова, которые произносятся во время поучений, но реальные факты жизни во Христе. Мы видим, что Павел находится в заключении и для него это непросто. Он просит помнить о его узах, то есть, по-видимому, молиться за него в трудной ситуации. И все же, первое, что поражает в этом отрывке — полнота жизни. Человек, ожидающий суда и смертной казни, ведет себя совершенно спокойно, потому что не боится смерти.
Люди во все времена знали, что смерть существует, но не могли ощутить ее как факт личной биографии. Все вообще — смертны, но конкретному человеку осознать это про себя практически невозможно. Это знание закрывается от нас пеленой, как будто бы психика сопротивляется этому знанию. Ведь кажется, только осознаешь собственную смертность, и бездна бессмыслицы откроется перед тобой во всей своей необъятности. Однако апостол, судя по многочисленным обмолвкам, прекрасно понимающий, чем закончится его пребывание в узах, ведет себя не как тот, кому предстоит умереть, но как тот, кому надлежит жить. Жить не в простом биологическом смысле, но в смысле духовном. И речь не столько о судьбе его духа после смерти, сколько о том, что жизнь для него — это пребывание с Богом, а смерть — лишение общения с ним. Он хвалит Епафраса, который одним из первых проповедовал в Колоссах, за его молитву об учениках. Епафрас их учитель, но ищет не своего, а Божьего, хочет, чтобы они были совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Это же можно сказать о самом Павле, который перед лицом испытаний не пытается сбежать, не просит помощи, но заботится об учениках.
Современным людям кажется, что они очень много знают о христианстве. Что понятия Бог, заповеди, грех, спасение и другие записаны у них на подкорке. Даже те, кто совершенно не верит в Бога, по большей части знают о чем идет речь. Однако знать концепции и знать веру — совсем не одно и то же. Знать христианство как концепцию может кто угодно, ведь для этого достаточно прочитать несколько книг и иметь хорошую память. Однако знает христианство по-настоящему лишь тот, кто в любые времена и в любых обстоятельствах живет общением со Христом.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.