«Каждый мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына», – эта известная пословица на протяжении столетий четко формулирует мужскую «программу минимум». А вот слабой половине человечества столь конкретных указаний почему-то не было дано. И может быть, поэтому женщина, как справедливо заметил поэт, и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт»… Ей не нужно лишний раз напоминать о её предназначении - она поднимет на ноги несколько поколений собственных сыновей и дочерей, и поможет другим ощутить счастье материнства. Агриппина Александровна Абрикосова была именно такой.
Она родилась в семье известного московского купца Мусатова, владельца нескольких парфюмерных фабрик. С детства её окружали изысканные ароматы духов, помады и пудры. Но Груша оставалась на удивление равнодушной к «индустрии красоты», и совсем не стремилась быть похожей на томных красавиц с рекламных плакатов фирмы своего отца.
Она обладала врожденным благородством, естественной красотой и обаянием. Когда к ней посватался знаменитый «король сладостей» – Алексей Иванович Абрикосов, владелец крупнейшего в России кондитерского производства, Груша ответила ему благосклонностью.
Через год у супругов родился первый ребенок. Потом еще, и еще… Агриппина Александровна светилась от счастья: вот оно, её истинное призвание – быть матерью!
Однако в глубине души Агриппина Абрикосова понимала: матерями становятся не только женщины её круга, которым Бог дал спокойную и обеспеченную жизнь. У многих нет денег на докторов, им не к кому обратиться за квалифицированным советом… По данным того времени, девяносто восемь процентов женщин оставались при родах без помощи! К тому же, Агриппина Александровна была искренне верующей православной христианкой, и понимала, что раз ей дано счастье иметь много детей и растить их в достатке, она просто обязана помочь тем, у кого такого достатка нет.
Абрикосова начала с того, что открыла при фабрике своего супруга детский сад, который могли бесплатно посещать дети рабочих. Алексей Иванович и сам был щедрым благотворителем – он регулярно жертвовал крупные денежные суммы на поддержку приютов и ветеранских обществ. И когда, вслед за открытием детского сада, Агриппина Александровна поделилась с ним идеей создания родильного дома, супруг с энтузиазмом поддержал начинание.
Так в Москве, в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году, открылся «Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой». Агриппина Александровна привлекла туда самых опытных специалистов. Руководил роддомом ее зять, известный московский гинеколог, профессор Александр Рахманов. Множество сложнейших операций провел там знаменитый врач Георгий Сперанский.
Сама Агриппина Александровна за свою жизнь родила двадцать два ребенка! Последнего – в сорок шесть лет – рекордный в то время для роженицы возраст.
Предчувствуя скорую кончину, она написала завещание, в котором оставляла на дело своей жизни сто тысяч рублей – громадную по тем временам сумму. Она просила городские власти позаботиться о том, чтобы на эти деньги был открыт и обустроен новый, большой родильный дом. Мечта покойной осуществилась в тысяча девятьсот шестом году – на Миусском поле появилось трехэтажное здание с выложенной мозаикой надписью: «Городской родильный дом имени Агриппины Александровны Абрикосовой».
На собственном примере Агриппина Абрикосова доказала, что счастье материнства – самое главное в жизни женщины. Особенно, если маму и будущего малыша с самых первых минут окружают теплом, заботой и любовью.
25 апреля. О подвиге Исаака Сирина, Италийского

Сегодня 25 апреля. День памяти Преподобного Исаака Сирина, Италийского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Исаак действительно происходил из Сирии, но его следует отличать от другого Исаака Сирина, великого духовного писателя, которого цитировал Достоевский в словах о милосердном сердце в романе «Братья Карамазовы». Исаак Сирийский появился в Италии, по-видимому спасаясь от гонения императора Анастасия, который поддерживал монофизитов и преследовал православных. Исаак жил отшельником. Однажды он пришел для молитвы в кафедральный собор города Сполето и, по образу трехдневного покоя Господа во гробе, пребывал в созерцательной молитве три дня и три ночи. Это был один из характерных видов молитвенного подвига сирийских подвижников. Лежачая молитва в форме креста во образ покоя мертвеца до сих пор сохраняется в православном монашеском постриге. Возмущенный алтарник хотел было изгнать Исаака из храма, но гнев свыше поразил его беснованием. Прислужник был исцелен лишь по милосердию святого. С этого момента вокруг святого стали собираться ученики. Так возникла подлинная лавра. Огромный монастырь тип монашества доселе неизвестный на православном христианском западе. Руины монашеских строений видны в окрестностях горы Монте-Лука в Италии. Пример святого Исаака учит нас не тревожить наших ближних в храме, не мешать их молитве и не поучать понапрасну. Следует избегать осуждения древних практик и правил, что практикуют благочестивые христиане и о которых мы просто не знаем. В чужой монастырь не ходят со своим уставом, и наоборот в своем храме или монастыре нельзя обижать тех, кто будучи гостем молится иначе. Любую человеческую ошибку и немощь Господь может обратить к своей славе.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О пророчестве Христа о Себе

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
О тайне домостроительства Церкви — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь Христос пророчествует о теле Церкви, которое Он созиждет Своим распятием и воскресением, и говорит о том, что ветхозаветная Церковь потеряет свое значение и фактически ее разрушение уже приведет к тому, что будет основана новозаветная Церковь, где это тело Церкви, уже есть тело Христово, в котором мы соединяемся со Христом и в Нём друг с другом. Здесь идет речь о тайне домостроительства Божественного, когда созидается Церковь как тот спасительный ковчег, в котором, собственно, и происходит спасение человека, человеческой души. Уже не только, как в последствии и первомученик Стефан говорил, что Господь в нерукотворенных храмах живет, и прежде всего, Господь, конечно, обитает во святых своих, и тело Церкви — это прежде всего, конечно, собрание верующих, где Он объединяет нас как Глава Церкви в этом теле, теле Церкви Своем. И именно об этом основании Церкви, именно уже Нового Завета, говорит Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О благодарении и хвале Богу

В 3-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть рассказ об исцелении хромого от рождения: «Вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».
О радости исцеления и благодарности Богу — священник Николай Дубинин.
Радостный ребенок, объятый счастьем, прыгает, скачет. И вот в Евангелии в Новом Завете мы встречаем такие удивительные места, где, получив исцеление, собственно, мы видим такое поведение у взрослых людей. Вот как сегодня мы слышим, хромой вскочил и буквально в припляску бегал и показывал своим всем видом, своим здоровьем, своими возможностями, а что с ним сотворил Господь. Это воистину исполнение слов пророка Исаии, что «вскочит храмы яка Елень». То есть благодать Божья, сила Божья может такое творить. И вот это состояние детской радости, безусловно, радости хотя бы однажды в жизни должно быть достоянием каждого верующего человека. В этот момент мы подлинное присутствие Божье ощущаем и закрываем глаза уже на все. На то, что о нас подумают, что скажут. Самое главное — ощутить это присутствие Бога в своей жизни и научиться благодарить Бога. То есть не просто этот человек вскочил и побежал, а он стопы свои исцеленные направил к Богу. Получив какой-то дар в своей жизни, получив просимое, мы должны направить свои стопы с радостью и благодарением к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема