«Каждый мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына», – эта известная пословица на протяжении столетий четко формулирует мужскую «программу минимум». А вот слабой половине человечества столь конкретных указаний почему-то не было дано. И может быть, поэтому женщина, как справедливо заметил поэт, и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдёт»… Ей не нужно лишний раз напоминать о её предназначении - она поднимет на ноги несколько поколений собственных сыновей и дочерей, и поможет другим ощутить счастье материнства. Агриппина Александровна Абрикосова была именно такой.
Она родилась в семье известного московского купца Мусатова, владельца нескольких парфюмерных фабрик. С детства её окружали изысканные ароматы духов, помады и пудры. Но Груша оставалась на удивление равнодушной к «индустрии красоты», и совсем не стремилась быть похожей на томных красавиц с рекламных плакатов фирмы своего отца.
Она обладала врожденным благородством, естественной красотой и обаянием. Когда к ней посватался знаменитый «король сладостей» – Алексей Иванович Абрикосов, владелец крупнейшего в России кондитерского производства, Груша ответила ему благосклонностью.
Через год у супругов родился первый ребенок. Потом еще, и еще… Агриппина Александровна светилась от счастья: вот оно, её истинное призвание – быть матерью!
Однако в глубине души Агриппина Абрикосова понимала: матерями становятся не только женщины её круга, которым Бог дал спокойную и обеспеченную жизнь. У многих нет денег на докторов, им не к кому обратиться за квалифицированным советом… По данным того времени, девяносто восемь процентов женщин оставались при родах без помощи! К тому же, Агриппина Александровна была искренне верующей православной христианкой, и понимала, что раз ей дано счастье иметь много детей и растить их в достатке, она просто обязана помочь тем, у кого такого достатка нет.
Абрикосова начала с того, что открыла при фабрике своего супруга детский сад, который могли бесплатно посещать дети рабочих. Алексей Иванович и сам был щедрым благотворителем – он регулярно жертвовал крупные денежные суммы на поддержку приютов и ветеранских обществ. И когда, вслед за открытием детского сада, Агриппина Александровна поделилась с ним идеей создания родильного дома, супруг с энтузиазмом поддержал начинание.
Так в Москве, в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году, открылся «Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой». Агриппина Александровна привлекла туда самых опытных специалистов. Руководил роддомом ее зять, известный московский гинеколог, профессор Александр Рахманов. Множество сложнейших операций провел там знаменитый врач Георгий Сперанский.
Сама Агриппина Александровна за свою жизнь родила двадцать два ребенка! Последнего – в сорок шесть лет – рекордный в то время для роженицы возраст.
Предчувствуя скорую кончину, она написала завещание, в котором оставляла на дело своей жизни сто тысяч рублей – громадную по тем временам сумму. Она просила городские власти позаботиться о том, чтобы на эти деньги был открыт и обустроен новый, большой родильный дом. Мечта покойной осуществилась в тысяча девятьсот шестом году – на Миусском поле появилось трехэтажное здание с выложенной мозаикой надписью: «Городской родильный дом имени Агриппины Александровны Абрикосовой».
На собственном примере Агриппина Абрикосова доказала, что счастье материнства – самое главное в жизни женщины. Особенно, если маму и будущего малыша с самых первых минут окружают теплом, заботой и любовью.
Индийский ресторан. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Несколько лет назад я начала всерьёз интересоваться здоровым питанием. Прочла много разных книг, подписалась в соцсетях на известных нутрициологов и кулинарных блогеров, научилась готовить разные вкусные и полезные блюда. Посетила несколько кафе здорового питания. А ещё нашла индийский ресторан с вегетарианской кухней. Часто заходила туда после работы перекусить или просто посидеть за чашкой зеленого чая в тихом и уютном месте.
Однажды мы встретились с приятельницей, и я захотела угостить её любимой индийской кухней. Но, услышав название ресторана, она сильно разволновалась:
— Ань, ты что, не знаешь? Владельцы этого заведения — кришнаиты.
Честно говоря, я никогда не разделяла людей на своих и чужих по религиозному признаку. Вера -— дело частное. Но после разговора с приятельницей немного смутилась и начала сомневаться: вдруг я там невольно вкушаю идоложертвенную пищу? Спрашивать об этом сотрудников ресторана было не очень удобно. Скорее всего, они бы просто меня не поняли. Решила посоветоваться со священником.
После исповеди, во время духовной беседы задала ему вопрос:
— Отче, я хожу в индийский ресторан. Говорят, его содержат кришнаиты. Это опасно?
Немного подумав, батюшка спросил меня в ответ:
— А ты перед приемом пищи в этом ресторане молишься?
— Да, всегда. А еще обязательно крещу тарелку с едой. На всякий, знаете ли, случай.
— А дома, когда ешь? Или на работе?
— Честно говоря, не всегда. Иногда забываю помолиться.
— Знаешь что? -— улыбнулся мне батюшка, -— благословляю тебя продолжать питаться в индийском ресторане. Потому, что только там ты действительно вспоминаешь об истинном источнике любой пищи. Любой, понимаешь? А кришнаиты здесь ни при чём. Не они питают все живое, а Господь.
Я всё поняла. Первые христиане покупали пищу вместе с язычниками на торгу. Среди продуктов попадались идоложертвенные. Но в первом послании к Коринфянам апостол Павел прямо говорит по поводу вкушаемого: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её». Когда мы вкушаем самые экзотические блюда, нужно помнить, что на самом деле питают нас не шеф-повара ресторанов, не кулинары-блогеры и даже не любимая бабушка с пирожками из печи. Источник пищи для всех один. Это Господь.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Порядок в комнате. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Мне нравится делать травяные свечи из воска и сухоцветов. Обычно у меня лежат в стопках листы вощины, фитили, сухоцветы, в коробках эфирные масла. В этом деле важен порядок — много всяких составляющих. Но в какой-то момент я расслабилась. Нет, я не разбрасывала листы вощины и лепестки шиповника по комнате специально. Просто забывала правильно раскладывать материалы.
Со временем так привыкла к творческому беспорядку, что совсем перестала тратить время на уборку рабочего места. Стопки из фитилей и листов вощины на столе начали превращаться в горки, в которых уже было непросто разобрать, какой материал готов к работе, а какой -— нет. Прошло ещё немного времени, и коробки с сухоцветами переместились на туалетный столик, а за ним и на кресло. Я начала бить тревогу тогда, когда листы вощины обнаружились на кухне, а эфирные масла -— в ванной. Самое грустное, что материалы перемешались между собой, и пришлось тратить часы на то, чтобы всё аккуратно разложить по категориям и спокойно заниматься изготовлением свечей.
Это очень похоже на то, что происходит в нашей духовной жизни. Вовсе необязательно иметь осознанное намерение как-то страшно согрешить или пойти против Бога. Достаточно быть просто невнимательными к повседневным поступкам и помыслам. Не замечать малых грехов, вовремя не исповедывать их, не приносить покаяния. А потом в один не слишком прекрасный момент просто обнаружить себя погруженными в греховные поступки и помыслы, те, о которых раньше и подумать не могла. Очень важно этого не допустить. С Божьей помощью в конце жизни явить Господу чистую и аккуратную горницу души.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Поддержать проект «Не в центре внимания» и тех, кто неизлечимо болен

Часто мы не придаём значение таким простым вещам, как, например, возможность вдохнуть полной грудью, уснуть без боли или выйти на прогулку. Для многих из нас — это обыденность. А для тех, кто тяжело и долго болеет — большая ценность.
Фонд «Мои друзья» в рамках проекта «Не в центре внимания» поддерживает неизлечимо больных детей и взрослых. Оплачивает им реабилитации, покупает лекарства, специальное питание, средства ухода и разные приспособления, которые делают жизнь подопечных более комфортной и полноценной.
Так, у 18-летней Вероники Серовой при участии фонда «Мои друзья» недавно появился вертикализатор. Это вспомогательное устройство, которое позволяет людям принимать вертикальное положение. У девушки редкая болезнь. И постепенно она разрушает нервную систему и мышцы Вероники, всё больше лишая её самостоятельности. Сегодня девушка не может даже сидеть без поддержки. Всё время она проводит в инвалидном кресле или лёжа в кровати. Но с вертикализатором Вероника обрела простую и важную способность — стоять. В таком положении улучшается кровообращение, работа внутренних органов, а значит и общее самочувствие. Кроме этого, девушка просто радуется тому, что хоть ненадолго может оставить инвалидное кресло.
Проект «Не в центре внимания» возвращает тяжело больным людям простые повседневные радости и возможность проживать каждый день без боли и дискомфорта.
Больше узнать о работе проекта и поддержать его работу можно на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов