
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел, обращаясь к Галатам, подчеркивает важность личного опыта веры. Любой человек, который хоть сколько-нибудь знаком с церковной жизнью, знает, какое важное место в ней занимает предание как традиция и опыт жизни церкви. Так, даже читая Священное Писание, мы все время соизмеряем свое понимание, с пониманием тех, кто уже читал его до нас... и, в первую очередь, с пониманием святых. Через предание мы как будто бы входим в общение с ними... вместе молимся, вместе идем ко спасению.
В этом контексте может показаться, что апостол будто восстает против этого принципа..., говорит так, будто предание для него не важно, и он подчеркнуто дистанцируется от тех, кого называет предшествовавшими апостолами. Но так ли это на самом деле? И почему для него важно подчеркнуть свой личный опыт?
В первую очередь следует помнить, что апостол прекрасно знает ветхозаветную традицию, он постоянно цитирует Священное Писание и несколько раз сам призывает учеников держаться того Предания, которое они от него получили. Кроме того, из книги Деяний апостольских мы знаем, что когда он приходит на апостольский собор в Иерусалиме, он выступает перед другими апостолами как свидетель своего опыта и получает одобрение от Петра и от Иакова, брата Господнего. Он не пренебрегает, ни их авторитетом, ни их опытом, но принимает их решение, как младший принимает решение старших. Другое дело, что в сегодняшнем отрывке Павел и не пытается дать полное и систематическое описание своих отношений с предшествовавшими апостолами... Он решает вполне практическую миссионерскую задачу, стремится к тому, чтобы ему больше доверяли. Это сегодня он для нас — один из первоверховных апостолов. Но во время его миссионерских путешествий в самых разных местах он сталкивался с иудействующими христианами, которые обвиняли его в искажении веры и, самое главное, жизни... И для него оказывается чрезвычайно важным подчеркнуть: он не просто повторяет чужие речи, он не просто описывает чужой опыт. Бог, призвавший его от утробы матери, открыл в нем Сына Своего... Павел имеет полное право благовествовать о воскресшем Христе, потому что пережил личную встречу с ним по пути в Дамаск. Ему не была нужна для этого ничья проповедь. Его вера — это не просто рационально принятое убеждение, но факт его духовного опыта.
И это, естественно, имеет прямое отношение к нам. Мы называем себя людьми верующими и нередко пытаемся передать нашу веру другим. Но чем мы обычно делимся? Знаниями, почерпнутыми из книг? Их можно почитать и без нас... Да и, кроме того, книжные знания не работают. Опыт веры — это опыт искреннего желания быть с Богом, искреннего доверия по отношению к Нему, доверия к Его словам, Его заповедям. Очевидно, что духовный опыт неповторим и никому из нас не удастся пережить то, о чем пишет апостол, но, если мы будем стремиться к Богу, мы получим свой собственный опыт. Ведь на искреннее устремление Бог всегда отвечает. Открываясь каждому лично, Он наполняет наши, пусть и очень правильные, но теоретические взгляды, подлинной жизнью.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема