
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел, обращаясь к Галатам, подчеркивает важность личного опыта веры. Любой человек, который хоть сколько-нибудь знаком с церковной жизнью, знает, какое важное место в ней занимает предание как традиция и опыт жизни церкви. Так, даже читая Священное Писание, мы все время соизмеряем свое понимание, с пониманием тех, кто уже читал его до нас... и, в первую очередь, с пониманием святых. Через предание мы как будто бы входим в общение с ними... вместе молимся, вместе идем ко спасению.
В этом контексте может показаться, что апостол будто восстает против этого принципа..., говорит так, будто предание для него не важно, и он подчеркнуто дистанцируется от тех, кого называет предшествовавшими апостолами. Но так ли это на самом деле? И почему для него важно подчеркнуть свой личный опыт?
В первую очередь следует помнить, что апостол прекрасно знает ветхозаветную традицию, он постоянно цитирует Священное Писание и несколько раз сам призывает учеников держаться того Предания, которое они от него получили. Кроме того, из книги Деяний апостольских мы знаем, что когда он приходит на апостольский собор в Иерусалиме, он выступает перед другими апостолами как свидетель своего опыта и получает одобрение от Петра и от Иакова, брата Господнего. Он не пренебрегает, ни их авторитетом, ни их опытом, но принимает их решение, как младший принимает решение старших. Другое дело, что в сегодняшнем отрывке Павел и не пытается дать полное и систематическое описание своих отношений с предшествовавшими апостолами... Он решает вполне практическую миссионерскую задачу, стремится к тому, чтобы ему больше доверяли. Это сегодня он для нас — один из первоверховных апостолов. Но во время его миссионерских путешествий в самых разных местах он сталкивался с иудействующими христианами, которые обвиняли его в искажении веры и, самое главное, жизни... И для него оказывается чрезвычайно важным подчеркнуть: он не просто повторяет чужие речи, он не просто описывает чужой опыт. Бог, призвавший его от утробы матери, открыл в нем Сына Своего... Павел имеет полное право благовествовать о воскресшем Христе, потому что пережил личную встречу с ним по пути в Дамаск. Ему не была нужна для этого ничья проповедь. Его вера — это не просто рационально принятое убеждение, но факт его духовного опыта.
И это, естественно, имеет прямое отношение к нам. Мы называем себя людьми верующими и нередко пытаемся передать нашу веру другим. Но чем мы обычно делимся? Знаниями, почерпнутыми из книг? Их можно почитать и без нас... Да и, кроме того, книжные знания не работают. Опыт веры — это опыт искреннего желания быть с Богом, искреннего доверия по отношению к Нему, доверия к Его словам, Его заповедям. Очевидно, что духовный опыт неповторим и никому из нас не удастся пережить то, о чем пишет апостол, но, если мы будем стремиться к Богу, мы получим свой собственный опыт. Ведь на искреннее устремление Бог всегда отвечает. Открываясь каждому лично, Он наполняет наши, пусть и очень правильные, но теоретические взгляды, подлинной жизнью.
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов
У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер