Еф., 225 зач., IV, 14-19.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол призывает Ефесян к духовному росту. Для него как их учителя и наставника важно, чтобы они не оставались в своем христианстве неустойчивыми, как младенцы, которых легко сбить с толку и увести в сторону от правильного пути. Впрочем, апостол не говорит подробно об опасностях, потому что лучшее средство от ошибок — знание правильного пути. В таком случае, кто бы и как бы ни стал человека обольщать — он сможет устоять, потому что будет стоять в истине.
Итак, апостол не просто говорит о том, чтобы мы переставали быть несмысленными младенцами, которых лукавые люди могут увлечь хитрым искусством обольщения. Он желает, чтобы, являя истину в любви, мы выросли в того, кто есть наш глава, то есть во Христа.
Звучит это красиво и величественно. Но что это значит конкретно? Вот когда я пощусь — я воспитываю волю, когда молюсь — настраиваюсь на диалог с Богом и учусь контролировать мысли, предавать себя Богу... Когда я помогаю ближнему, я учусь бороться со всепоглощающим эгоизмом, пытаюсь учитывать чужие интересы... так, два раза в день я взял себя в руки, а один раз сорвался... Вчера в ссоре забыл о Боге, а сегодня вспомнил, помолился и всё закончилось миром... Всё это очень конкретные и понятные вещи, в которых мы можем почувствовать, преуспели мы или нет. Но что значит «вырасти во Христа»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, — надо подняться над уровнем личного благочестия и увидеть историю не с человеческой точки зрения, но с точки зрения замысла Божьего. Для людей исторический процесс — это тысячи отдельных жизней тех, кто с большим или меньшим успехом налаживает отношения с Богом. Мы исполняем заповеди, но отвечаем только за себя... может быть, чувствуем ответственность за близких, может быть, переживаем за друзей... Но для Бога каждый человек близок, каждый человек дорог и входит в замысел о мире. Да, естественно, не все поверили во Христа, потому что люди свободные существа... Но помимо Христа невозможно выстроить с Богом полноценных отношений. В Нём нам не просто дан образец, Он — Сам Бог, ставший человеком. И каждый человек, принимающий таинство крещения, усыновляется соединяется со Христом и через Него, с одной стороны усыновляется Отцу, с другой — становится частью Церкви, собрания братьев и сестёр во Христе.
Что же значит вырастать во Христа? Это значит беспокоиться не только о том, каков я сам по себе, устраиваю ли я Бога, всё ли я правильно делаю для моего личного спасения? Это значит беспокоиться о том, какова жизнь церкви с моим участием? Что я делаю, чтобы церковь росла как церковь, как собрание любящих друг друга людей. По мысли апостола, приходя в собрание мы оказываемся связаны взаимными скрепляющими связями и, предпринимая усилия по мере возможностей, созидаем самих себя в любви. Это последнее условие оказывается чрезвычайно важным, ведь из него следует, что личный духовный рост каждого из нас зависит от того, растём ли мы вместе как братья и сёстры.
Иван Горюшкин-Сорокопудов. «Солнце — на лето, зима — на мороз»
— Кто бы это мог быть? Паша? Вот так радостная неожиданность! Здравствуй, племянник!
— Дядя Андрей, привет! Если бы ты знал, как я замёрз! Мы с ребятами на катке катались, а потом весь центр Москвы обошли, я не чувствую ни рук, ни ног!
— Давай, проходи скорее, садись за стол, у меня как раз борщ горячий. Как же так можно себя не беречь?
— Так хорошо гуляли — не замечал холода. Погода чудесная — солнышко светит совсем по-весеннему!
— Какая там весна — минус двадцать на улице! День начал прибывать, и настали настоящие холода. Всё как в поговорке: «Солнце на лето — зима на мороз!»
— Как-как ты сказал? «Солнце на лето — зима на мороз»? В первый раз слышу такое выражение!
— Вот так да! Поговорка старинная! Даже картина есть с таким названием, Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов написал её в 1910 году. Мы с тобой видели это полотно в Пензенской картинной галерее.
— Не помню, дядя Андрей.
— А вот, посмотри, у меня репродукция есть.
— О, вот именно так сегодня и было на улице! Небо пронзительно голубое, деревья в инее. Только в Москве дороги чистят, а на картине «Солнце на лето — зима на мороз» всё утопает в снегу.
— Ну, мы же сейчас не ездим на санях, как во времена Горюшкина-Сорокопудова. А снег, безусловно, прекрасен! И художник в полной мере передал его очарование! Смотри, какие живописные белые шапки на скатах крыш. Деревянная церквушка, что виднеется за деревьями — словно невеста в подвенечном уборе.
— Заснеженное пространство занимает большую часть картины. Казалось бы — сплошной белый цвет. А выглядит так живописно!
— А ты приглядись, какое тут богатство оттенков — голубой, сиреневый, жёлтый, чуть розоватый. Я бы назвал этот эффект радужной белизной. Горюшкин-Сорокопудов подчеркнул её, изобразив для контраста прохожую барышню в ярко-красном кафтане.
— Смотришь на эту красавицу, и кажется, слышишь, как снег хрустит у неё под ногами. Как будто художник не только прекрасный зимний вид передал, но и звуки.
— И аромат морозной свежести! Однажды почувствовав его, запомнишь на всю жизнь. Все эти запахи, звуки, краски образуют в душе особую нежность к родным местам.
— А где родился Горюшкин-Сорокопудов?
— В Тамбовском крае. А в зрелые годы он долго жил в Пензе. Это юго-восточнее Москвы, климат там, как и здесь, умеренно-континентальный. Зимы довольно мягкие, хотя, бывает и до тридцати градусов температура опускается. Такой момент и запечатлел художник.
— С любовью запечатлел!
— Это верно. Горюшкина-Сорокопудова вдохновляло очарование русской природы, красочный патриархальный быт, нарядность старинной архитектуры. Любовь Ивана Силыча к Отечеству отмечал его наставник в Академии художеств, Илья Ефимович Репин. Как-то он подарил ученику открытку с такой надписью: «Художнику, проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте».
— И это чувство разделяешь, глядя на пейзаж «Солнце на лето — зима на мороз».
Картину Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Солнце на лето — зима на мороз» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого.
Все выпуски программы: Краски России
Иван Горохов. «У постели выздоравливающей»
— Мама, посмотри, это же мы с Наташей на картине Ивана Горохова «У постели выздоравливающей»!
— Да, Лиза, очень похоже! Узнаваемая сценка. Совсем недавно я видела её дома, а теперь вот в Бурятском художественном музее. И впрямь, будто ты лежишь с температурой, а приятельница пришла тебя навестить.
— И так же, как мы, девушки читают вслух книгу. У нас это были «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Интересно, чем гостья на картине развлекает выздоравливающую?
— Ну, как мы сейчас можем это узнать...
— Узнать не можем, а предположить — вполне! Простите, что вмешался в разговор, но я тоже задумывался над тем, что могли читать подруги на картине Ивана Горохова.
— Ой, как интересно!
— И к какому выводу вы пришли?
— Это 1886 год. Период расцвета Чехова, как автора миниатюрных юмористических рассказов. Очень подходящее чтение во время болезни.
— Но девушки на картине выглядят серьёзными...
— Значит, возможно, они погружены в события повести Владимира Короленко «Дети подземелья». Она была впервые напечатана в журнале «Русская мысль» в конце 1885 года.
— Мы в школе проходили эту книгу. Она слишком грустная, чтобы слушать её во время болезни.
— Тогда как вам такой вариант — фантастическая повесть Жюля Верна «Робур-Завоеватель»? Девушки вполне могли читать издание на французском языке. Судя по обстановке в комнате, они образованные. Скорее всего, это курсистки — слушательницы Высших женских курсов.
— Почему вы так предположили?
— На картине очень много говорящих деталей. Так, слева на этажерке стопка книг. Они сложены хаотично — то есть, востребованы. Справа на стене рядом с семейными фотографиями — портрет крестьянки в сарафане. Значит, хозяйка увлечена идеями народничества — сближения интеллигенции с простыми людьми. Всё это укладывается в образ дворянки, которая учится, чтобы потом работать в деревне врачом или учительницей.
— Получается, что на картине, по определению учебника истории — «типичные представительницы передового дворянства». Девушки так близки по духу, что даже похожи друг на друга, как сёстры.
— Ну, это ещё и потому, что моделью Ивану Горохову служила невеста Верочка. С будущей жены художник писал и хозяйку, и гостью. Картина «У постели выздоравливающей» стала его дипломной работой по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Иван Лаврентьевич получил за неё высшую награду — Большую серебряную медаль.
— Разве высшая награда — не золотая медаль?
— Золотую давали только выпускникам Академии художеств. Горохов собирался продолжить там образование, но передумал.
— А почему?
— Из-за бедности. Иван Лаврентьевич был из крестьян, не имел никакого капитала, и жил тем, что зарабатывал. По окончании училища он вернулся на родину, в Можайск, преподавал там живопись в реальном училище, писал картины на заказ. Поэтому основная часть его наследия осела в частных коллекциях. Можно сказать, что нам повезло увидеть одну из работ Горохова.
— Да ещё такую — выразительную, содержательную.
— Интересную!
— Вневременную! Недаром вы, юная леди, узнали себя в картине «У постели выздоравливающей». В этом полотне сквозь приметы эпохи видны черты, свойственные девушкам всех столетий — романтизм, участливость, сердечность. Женственность в одном из лучших своих проявлений.
Картину Ивана Горохова «У постели выздоравливающей» можно увидеть в Улан-Удэ, в Бурятском республиканском художественном музее имени Цыренжапа Сампилова.
Все выпуски программы: Краски России
Иван Горохов. «Закат. Троицкая церковь»
— Мама, смотри, какой нежный пейзаж! Называется «Закат. Троицкая церковь». Художник Иван Горохов.
— Да, впечатляет! Маленький городок, занесённый снегом. Всё вокруг озарено голубовато-сиреневым закатным светом. На горизонте храм с высокой колокольней. Его силуэт в вечерних лучах — тонкий, изящный, словно вырезанный из бумаги. Мне очень нравится!
— Это у нас в Можайске?
— Совершенно необязательно. Если картина выставлена здесь, в Можайской художественной галерее, то это вовсе не означает, что на ней виды нашего города. Да и не узнаю я церковь. Не помню такой высоченной колокольни в окрестностях.
— И тем не менее, милые дамы, пейзаж с Троицкой церковью Иван Горохов написал именно в Можайске, в 1917 году. Простите, если моё замечание показалось вам неуместным.
— Спасибо, что вы уточнили. Но я удивлена. Живу в Можайске пятнадцать лет, и такой очаровательный уголок остался для меня белым пятном. Почему так получилось?
— Потому что храма Святой Троицы давно уже нет. Он был разрушен в середине двадцатого века.
— Сколько церквей уничтожили при советской власти!
— Здесь особый случай. Троицкий храм безбожники закрыли в 1927 году. Но взорвали его немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны. В 1942-ом, при отступлении.
— А где эта церковь находилась?
— В самом центре, неподалёку от Можайского кремля, в том месте, где сейчас стоит памятник солдату-освободителю.
— Это в районе улицы Клементьевской?
— Да. В шестнадцатом веке там располагался Троицкий монастырь. Все его строения, включая главный храм, были деревянными. В семнадцатом столетии обитель упразднили, церковь стала приходской. А в 1792 году её отстроили в камне. Позднее облик здания претерпел некоторые изменения. В 1885-ом колокольня стала многоярусной — как на картине Ивана Горохова.
— По сути, это полотно — не только художественное произведение, но ещё и исторический документ. Интересно, художник осознавал это?
— Едва ли. Иван Лаврентьевич просто писал то, что ему дорого. А до момента, когда церковь была разрушена, он не дожил.
— Иван Горохов родом отсюда, из Можайска?
— Расскажите о художнике, пожалуйста!
— Если в двух словах — родился Иван Горохов в семье крепостного крестьянина в деревне Бели, это километров пятнадцать от Можайска. С детства хорошо рисовал. Помещик Владимир Карлович фон Мекк заметил талант мальчика и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Горохов окончил учёбу с отличием, вернулся на родину. В 1897 году в деревне случился страшный пожар, изба художника сгорела.
— Какой удар!
— Да, нелёгкое испытание. Но Иван Лаврентьевич преодолел его — переселился в Можайск, купил в рассрочку дом, трудился преподавателем рисования в местном училище, писал картины. Художнику часто выпадали трудности, но он не унывал.
— Картина «Закат. Троицкая церковь» красноречиво свидетельствует о том, что её автор был чужд унынию.
— Это верно! Колокольня возвышается над городом, осеняет его крестом. Чистые, свежие краски заката питают душу. Тот день подарил художнику радость. И мы сегодня можем её почувствовать, любуясь картиной!
Картину Ивана Горохова «Закат. Троицкая церковь» можно увидеть в Художественной галерее города Можайска.
Все выпуски программы: Краски России