
Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол призывает Ефесян к духовному росту. Для него как их учителя и наставника важно, чтобы они не оставались в своем христианстве неустойчивыми, как младенцы, которых легко сбить с толку и увести в сторону от правильного пути. Впрочем, апостол не говорит подробно об опасностях, потому что лучшее средство от ошибок — знание правильного пути. В таком случае, кто бы и как бы ни стал человека обольщать — он сможет устоять, потому что будет стоять в истине.
Итак, апостол не просто говорит о том, чтобы мы переставали быть несмысленными младенцами, которых лукавые люди могут увлечь хитрым искусством обольщения. Он желает, чтобы, являя истину в любви, мы выросли в того, кто есть наш глава, то есть во Христа.
Звучит это красиво и величественно. Но что это значит конкретно? Вот когда я пощусь — я воспитываю волю, когда молюсь — настраиваюсь на диалог с Богом и учусь контролировать мысли, предавать себя Богу... Когда я помогаю ближнему, я учусь бороться со всепоглощающим эгоизмом, пытаюсь учитывать чужие интересы... так, два раза в день я взял себя в руки, а один раз сорвался... Вчера в ссоре забыл о Боге, а сегодня вспомнил, помолился и всё закончилось миром... Всё это очень конкретные и понятные вещи, в которых мы можем почувствовать, преуспели мы или нет. Но что значит «вырасти во Христа»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, — надо подняться над уровнем личного благочестия и увидеть историю не с человеческой точки зрения, но с точки зрения замысла Божьего. Для людей исторический процесс — это тысячи отдельных жизней тех, кто с большим или меньшим успехом налаживает отношения с Богом. Мы исполняем заповеди, но отвечаем только за себя... может быть, чувствуем ответственность за близких, может быть, переживаем за друзей... Но для Бога каждый человек близок, каждый человек дорог и входит в замысел о мире. Да, естественно, не все поверили во Христа, потому что люди свободные существа... Но помимо Христа невозможно выстроить с Богом полноценных отношений. В Нём нам не просто дан образец, Он — Сам Бог, ставший человеком. И каждый человек, принимающий таинство крещения, усыновляется соединяется со Христом и через Него, с одной стороны усыновляется Отцу, с другой — становится частью Церкви, собрания братьев и сестёр во Христе.
Что же значит вырастать во Христа? Это значит беспокоиться не только о том, каков я сам по себе, устраиваю ли я Бога, всё ли я правильно делаю для моего личного спасения? Это значит беспокоиться о том, какова жизнь церкви с моим участием? Что я делаю, чтобы церковь росла как церковь, как собрание любящих друг друга людей. По мысли апостола, приходя в собрание мы оказываемся связаны взаимными скрепляющими связями и, предпринимая усилия по мере возможностей, созидаем самих себя в любви. Это последнее условие оказывается чрезвычайно важным, ведь из него следует, что личный духовный рост каждого из нас зависит от того, растём ли мы вместе как братья и сёстры.
6 сентября. О духовных дарованиях преподобного Аристоклия (Амвросиева)

Сегодня 6 сентября. День памяти преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского, отошедшего ко Господу в 1918 году.
О его духовных дарованиях — священник Августин Соколовски.
Родившись в Оренбурге, святой Аристоклий провёл бо́льшую часть своей подвижнической жизни на Афоне. Но именно Москва стала тем местом, где по неисповедимому замыслу Божьему ему было суждено принести людям величайшее благо в служении.
Воспоминания современников свидетельствуют о даре духовного совета и старчества, которыми обладал святой, о силе его молитвы, которая однажды вернула зрение слепому. Старец словно разминулся во времени и пространстве с другими праведниками той эпохи. Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский были старше его, а Патриарх Тихон и даже Силуан Афонский — моложе.
Господь очевидно хранил святого Аристоклия на протяжении всей его жизни. В конце XIX века он был настоятелем русского афонского подворья в Москве, но затем был отозван. Таким образом, первая русская революция 1905 года не коснулась его, он оставался на Афоне.
Затем, буквально накануне споров о почитании имени Иисуса на Святой горе, Аристоклий был возвращён в Москву. Так он избежал драматических событий, разразившихся накануне Первой мировой войны, которые привели к массовому изгнанию русских монахов с Афона.
Наконец, вскоре после захвата власти в России большевиками, Господь призвал Аристоклия к себе. Буквально накануне разорения афонского подворья верующие настояли на погребении старца на Даниловском кладбище. Так промыслительно мощи его словно специально сохранялись для будущего прославления.
Господь сохранял Своего угодника, чтобы тот мог хранить и оберегать других. Святой Аристоклий — икона благотворного дара Духовного Совета и делания добра в смиренной тишине вопреки бурям всяческих перемен.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. Об образе русской армии в трудах Александра Михайловского-Данилевского

Сегодня 6 сентября. В этот день в 1790 году родился русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Об образе русской армии в его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Иванович Михайловский-Данилевский — блестящий писатель с собственным литературным стилем, военный историк. Он оставил нам одно из самых выразительных, красочных и искренних описаний вступления русской армии-победительницы в Париж. Армии, возглавляемой монархом Александром Благословенным.
До сих пор ходят легенды о том, как русская армия, чинная в победоносном блеске, без малейших посигновений на мародерство, варварство, вошла в Париж, город своей мечты, произведя неотразимое впечатление на тамошних жителей. Не было разбито ни одной витрины. Государь-император призвал армию забыть все зверства, чинимые жестоким неприятелем в России, и явить то великодушие, благородство, которое к лицу воинам-христианам.
Александр Михайловский-Данилевский описывает общий восторг жителей, толпившихся на дорогах, на балконах, теснящих друг друга, лишь бы увидеть монарха России.
Мы благодарны Александру Михайловскому-Данилевскому за эти удивительные страницы, прикоснуться к которым может каждый из наших слушателей, если раскроет для себя этот живописный отчёт о кампании 1812–1814 годов.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема