Андрей Борисович в Нижегородском государственном художественном музее со знакомым, студентом по имени Олег.
— Андрей Борисович! Идите скорее сюда!
— Тише, Олег! Кажется, тебя сейчас весь Нижегородский художественный музей услышал.
— Ой, правда! Совсем забылся. Просто я увидел картину, которая меня очень удивила. Посмотрите, Андрей Борисович!
— Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение князя Владимира». Великолепное полотно. Очень известная работа художника. А чем она тебя удивила?
— Ну... Ведь «Крещение князя Владимира» — это фреска, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Я не знал, что у Васнецова есть ещё и такая картина.
— Олег, ответ на твоё недоумение очень прост. Ну, посуди сам: художник ведь не сразу пишет набело. Он тщательно готовится, делает наброски, эскизы, этюды.
— Точно! То есть, наша картина — один из этапов работы над великой фреской?
— Совершенно верно! Перед нами — финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира». От росписи в киевском храме он практически не отличается.
— А как Васнецов готовился к росписи Владимирского собора? Ну, помимо того, что рисовал этюды. Ведь нужно было, наверное, столько всего узнать! И о сюжете, который он собирался запечатлеть, и о технике письма.
— Знаешь, сколько занял у Васнецова подготовительный этап? Целых одиннадцать лет — с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи. Кстати, в них он нашёл описание внешности князя Владимира. И постарался, насколько это, конечно, возможно, добиться портретного сходства. Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора.
— Художник изобразил на картине момент крещения русского князя в византийском Херсонесе. Руины древнего города находятся на территории современного Севастополя. Там сейчас музей под открытым небом. В нём, кстати, можно увидеть остатки каменной купели, в которой князь принял православную веру. Они сохранились до наших дней!
— Да, и я не раз там бывал. Но давай вернёмся к картине. Некоторые искусствоведы считают — и я с ними, пожалуй, соглашусь — что Васнецов изобразил не только момент крещения, но и момент прозрения князя Владимира. Ты, наверное, помнишь, что накануне события Владимир ослеп? Но после того как он окунулся в святую купель, зрение к нему возвратилось.
— Конечно, помню! А ведь и правда, на картине Васнецова глаза у князя широко открыты. Он смотрит так, как будто видит мир впервые!
— Да ведь так оно и было. После крещения Владимир прозрел не только физически, но и духовно. Жестокий в прошлом, он совершенно преобразился. Вот как он сам о себе сказал: «Я был зверь, а стал человеком».
— На картине священник простирает над князем руку. Что это означает?
— Этим жестом священник призывает на того, кто принимает крещение, Благодать Божию. Возлагая на крещаемого руку, он произносит молитву, в которой просит Господа удалить из сердца человека все его прежние заблуждения и наполнить его верой, надеждой и любовью. Именно это, как мы только что говорили, и произошло с князем Владимиром.
— Полотно такое торжественное и радостное!
— А как же иначе! Ведь вслед за князем просветится радостью веры православной и вся Русь. Глядя на картину «Крещение князя Владимира» возникает ощущение духовной чистоты, близости Бога. Кстати, сам Васнецов говорил, что во время росписи киевского храма испытывал подлинное счастье.
— И кусочек этого счастья великого художника есть в Нижегородском художественном музее!
Картину Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта «Культура»
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
17 декабря. О богословском труде «Точное изложение православной веры»

Сегодня 17 декабря. День памяти преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в восьмом веке.
О его богословском труде «Точное изложение православной веры» — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. О духовном смысле молитвы апостола Павла

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!».
О духовном смысле молитвы апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема











