Андрей Борисович в Смоленской картинной галерее. Неожиданно встретил знакомых, с которыми недавно ходил в туристический поход — молодых супругов Юлию и Сергея.
— Серёжа, посмотри, мне кажется, это Андрей Борисович из Москвы. Помнишь, он был в нашей туристической группе, в походе?
— Да, Юля, это точно он! Пойдём, поздороваемся.
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Какими судьбами снова у нас в Смоленске?
— Юля, Сергей! Какая приятная встреча! Да вот, приехал, чтобы посетить вашу замечательную картинную галерею. Давно хотел здесь побывать.
— Мы с Юлей тоже сегодня решили посвятить день искусству. Может быть, пройдёмся вместе?
— Прекрасная мысль!
— Андрей Борисович, мы с Сергеем часто вспоминаем поход. Какая была луна! Вы тогда сказали — словно на полотнах Куинджи.
— Кстати, мы с Юлей как раз сейчас собирались посмотреть на картину Куинджи «Исаакиевский собор при луне». Она здесь, в нашей Смоленской картинной галерее.
— Да, великолепное полотно. Давно хотел его увидеть.
— От картины глаз невозможно оторвать. Какой необыкновенный свет... Ночь сияет. Наверное, художник писал какими-то особыми красками?
— Те, кто впервые видел полотна Куинджи, даже подозревали живописца в том, что он использует перламутровый порошок. Но Архип Иванович ничего подобного, конечно, не делал. Когда его спрашивали, как он добивается того, что его картины светятся, Куинджи скромно отвечал: «Ничего сложного, просто смешиваю краски».
— А может быть, в свои картины художник вкладывал частичку света собственной души?
— Серёжа, ты неисправимый романтик!
— Между прочим, искусствоведы относят полотно «Исаакиевский собор при луне» как раз к жанру романтического пейзажа. Это одна из самых ранних работ художника. Он написал её в 1869 году.
— Трудно поверить, что это произведение начинающего художника. Как тонко выписаны оттенки ночного неба! Луна выглядывает из-за облаков. Её свет падает на тёмную громаду Исаакия. Трепещет лунная дорожка на воде. Потрясающая атмосфера!
— Кстати — а почему вода так близко? Посмотрите, она же подходит прямо к ступеням собора!
— Дело в том, что на картине «Исаакиевский собор при луне» Куинджи запечатлел наводнение в Петербурге, которое произошло осенью 1868 года. Нева тогда сильно вышла из берегов. Несколько дней передвигаться по городу в некоторых местах можно было только на лодках.
— Да, лодка есть и на картине! В ней двое пассажиров, а на корме светится фонарик.
— А знаете — несмотря на то, что на картине ночь и наводнение, от неё всё равно веет покоем.
— Художник словно хочет сказать: жизнь идёт своим чередом. В ней бывает всё — даже наводнения. Но и они не страшны, когда мир озаряет Божий свет.
— Я где-то даже слышал, что Куинджи называют певцом Евангельского света. А почему? Ведь он, вроде бы, в основном пейзажи писал?
— Действительно, у Архипа Ивановича есть только одно полотно непосредственно на евангельский сюжет — «Христос в Гефсиманском саду». Но в каждой его работе отчётливо ощущается искра Божия удивительного таланта. Божественный свет Творца, создавшего мир, который Куинджи с таким мастерством переносил на свои холсты. Помните, Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
— Мне кажется, свет картины Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» надолго останется с нами!
Картину Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» можно увидеть в Смоленской художественной галерее.
«Программа подготовлена в рамках поддержки национального проекта „Культура“»
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.