
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы очень часто переживаем из-за количественного и, так сказать, качественного наполнения наших храмов. Переживаем, что в храмах не так много молодёжи, как нам хотелось бы, не так много активных и успешных людей среднего возраста. Мы бы хотели, чтобы деятельных и вдумчивых христиан всех возрастов было как можно больше. Конечно, мы всеми силами стараемся, чтобы это было так. Но наша реальность, особенно в провинции, остаётся прежней: в храмах мы видим в основном женщин пенсионного и предпенсионного возраста. Иногда от этого становится очень грустно, но слова апостола Павла помогают понять духовный смысл столь очевидного возрастного и гендерного перекоса в провинциальных храмах нашей Церкви.
Апостол призывает христиан Коринфа посмотреть на самих себя и увидеть, что среди них почти нет ни учёных, ни сильных, ни благородных, ни богатых, а есть самые простые люди. С точки зрения апостола Павла, это не какая-то нелепая случайность или же недоработка самих апостолов, это проявление воли Божией. Мысль апостола понятна, тем более, что он сам её достаточно ясно изъясняет: Бог устроил Свою Церковь из таких людей, чтобы через них, через этих слабых во всех отношениях людей, проявляла Себя Премудрость Божия и Его сила. Если бы в Церкви Коринфа доминировали другие люди, более успешные и талантливые, то и явленные в Церкви благодатные дары Святого Духа можно было бы отнести не к прямому и непосредственному действию Бога, а к талантам этих людей. Да и сами бы обладатели даров Святого Духа тоже имели бы соблазн решить, что всё это — их личная заслуга.
Вместе с этим, есть и ещё одна цель, о которой пишет апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:27–28). Это вполне естественно и ожидаемо, если мы вспомним о том, что и Сам Воплощённый Бог был в глазах большинства Его соплеменников всего лишь бедным проповедником из Галилеи, а весь остальной мир о Нём и вовсе ничего не знал. Когда же Спаситель был распят, то и большинство из знавших Его лично людей отвернулись от Него, они решили, что если дело дошло до Распятия и Смерти, то не может быть этот Человек тем, кого они так долго и упорно ждали, Он не может быть Мессией, не может быть Христом — Спасителем человечества. Слабость, которую показал Спаситель на Кресте, была воспринята как проигрыш сильному и хищному миру, но мы знаем, что именно через то, что мир воспринимает как слабость, Бог одержал Победу над смертью и тлением.
Поэтому было бы ошибкой ждать в Христовой Церкви чего-то другого: сила христиан проявляется не в том, что под этим подразумевает окружающий нас мир, наша сила в другом, она во Христе. Но для её обретения необходимо опытно познать свою слабость, увидеть себя самих ничего не значащими и ничего не достигшими. И через это прийти ко Христу, Который наполнит нас той же самой силой, что и христиан первого века по Рождестве Христовом — силой Святого Духа.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



