1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы очень часто переживаем из-за количественного и, так сказать, качественного наполнения наших храмов. Переживаем, что в храмах не так много молодёжи, как нам хотелось бы, не так много активных и успешных людей среднего возраста. Мы бы хотели, чтобы деятельных и вдумчивых христиан всех возрастов было как можно больше. Конечно, мы всеми силами стараемся, чтобы это было так. Но наша реальность, особенно в провинции, остаётся прежней: в храмах мы видим в основном женщин пенсионного и предпенсионного возраста. Иногда от этого становится очень грустно, но слова апостола Павла помогают понять духовный смысл столь очевидного возрастного и гендерного перекоса в провинциальных храмах нашей Церкви.
Апостол призывает христиан Коринфа посмотреть на самих себя и увидеть, что среди них почти нет ни учёных, ни сильных, ни благородных, ни богатых, а есть самые простые люди. С точки зрения апостола Павла, это не какая-то нелепая случайность или же недоработка самих апостолов, это проявление воли Божией. Мысль апостола понятна, тем более, что он сам её достаточно ясно изъясняет: Бог устроил Свою Церковь из таких людей, чтобы через них, через этих слабых во всех отношениях людей, проявляла Себя Премудрость Божия и Его сила. Если бы в Церкви Коринфа доминировали другие люди, более успешные и талантливые, то и явленные в Церкви благодатные дары Святого Духа можно было бы отнести не к прямому и непосредственному действию Бога, а к талантам этих людей. Да и сами бы обладатели даров Святого Духа тоже имели бы соблазн решить, что всё это — их личная заслуга.
Вместе с этим, есть и ещё одна цель, о которой пишет апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:27–28). Это вполне естественно и ожидаемо, если мы вспомним о том, что и Сам Воплощённый Бог был в глазах большинства Его соплеменников всего лишь бедным проповедником из Галилеи, а весь остальной мир о Нём и вовсе ничего не знал. Когда же Спаситель был распят, то и большинство из знавших Его лично людей отвернулись от Него, они решили, что если дело дошло до Распятия и Смерти, то не может быть этот Человек тем, кого они так долго и упорно ждали, Он не может быть Мессией, не может быть Христом — Спасителем человечества. Слабость, которую показал Спаситель на Кресте, была воспринята как проигрыш сильному и хищному миру, но мы знаем, что именно через то, что мир воспринимает как слабость, Бог одержал Победу над смертью и тлением.
Поэтому было бы ошибкой ждать в Христовой Церкви чего-то другого: сила христиан проявляется не в том, что под этим подразумевает окружающий нас мир, наша сила в другом, она во Христе. Но для её обретения необходимо опытно познать свою слабость, увидеть себя самих ничего не значащими и ничего не достигшими. И через это прийти ко Христу, Который наполнит нас той же самой силой, что и христиан первого века по Рождестве Христовом — силой Святого Духа.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.