Гал., 204 зач., II, 21 — III, 7.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел поднимает одну из центральных тем своих посланий: он сопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере и говорит, что спасает только дело веры. Дела закона спасти не могут. О чём идёт речь? Под делами закона апостол подразумевает совершение ритуальных действий, соблюдение формальных норм благочестия, а также следование букве религиозного закона, одним словом, всё то, что было широко распространено в иудейской среде того времени. Иудеи считали, что следование этому пути обязательно приведёт их ко спасению. Поэтому они разработали огромное количество мелких предписаний на все случаи жизни. И это не случайно. Они искренне боялись ошибиться, сделать что-то не так, нарушить какой-то запрет или норму и прогневать Бога. Поэтому всё у них было просчитано, взвешено, измерено. Каждый шаг был регламентирован. Можно сказать, что таким образом они пытались взять под контроль всю духовную сферу. Так они делали для себя предсказуемой реакцию Бога. У них появлялась уверенность, что Он точно, на сто процентов их спасает. Можно было безмятежно жить и заниматься своими делами. Человек ощущал себя у руля. Ощущал, что твёрдо стоит на ногах. У него всё схвачено. Проблема в том, что желания и планы Самого Бога здесь как-то не очень учитывались. Так работает человеческий эгоизм в духовной сфере.
Этому образу жизни и мысли апостол противопоставляет Авраама. Давайте представим себе ситуацию этого человека. Ему было 75 лет, когда Господь призвал его оставить всё и переселиться в Палестину. Он обещает, что там у него родится ребёнок. Авраам это делает. Идёт в Палестину. А вот Господь надолго замолкает. В Библии это молчание длится всего несколько абзацев. Но для старца это были долгие-долгие годы. Годы, наполненные простыми буднями и рутиной. И на фоне этих дней только он один и его бесплодная престарелая жена. При этом ни кола, ни двора. Они скитальцы в своей же земле, наполненной чужаками. Но Авраам не уходит ни в плодородный Египет, ни в родную Месопотамию. Он ждёт. Ждёт неизвестно чего. Он ничего не контролирует. Он не знает, что будет завтра, никаких прогнозов. Но всё равно ждёт. Словно висит в пустоте. Без почвы под ногами. Он как-то умудряется держать в центре своей жизни Того, Кто позвал его сюда. При этом сам совершенно не понимает, как может разрешиться его проблема. И вот Бог даёт ему радость. От него столетнего и его девяностолетней жены рождается здоровый ребёнок. Спустя 25 лет ожиданий, сомнений, полной неизвестности и непредсказуемости. Проходит ещё немного лет и Господь говорит: «а теперь принеси мне своего сына в жертву». Опять нарушены все планы. Опять жизнь кувырком. Только прикоснулся к такому желанному счастью, и земля снова ушла из-под ног. Но Авраам опять доверился Богу, и опять шагнул в неизвестность. В ту жизнь, которую он совершенно не может контролировать. Где всё контролирует Господь, а ты идёшь вслепую, в темноте. Просто на волевых и на доверии.
Для иудеев, о которых пишет апостол Павел, у которых был взвешен и отмерен каждый шаг, которые пытались контролировать своё спасение бесконечными ритуалами, так жить — безумие. Они боялись такого неконтролируемого и непредсказуемого Бога, который в следующий момент может попросить раздать всё и следовать за Ним. Наверное, поэтому они и не приняли Его. Поэтому и не получили Духа Святого, который бы помог им Его узнать в странствующем проповеднике. Поэтому они и распяли Его. А Бог, Который так любит быть свободным и не любит, чтобы Его просчитывали, прошёл через ад и воскрес, нарушив все мыслимые и предсказуемые законы. И дал Своим ученикам ту же радость, которую испытал Авраам, когда ему открылся весь замысел Творца о нём и его сыне, которого Бог оставил в живых и сделал великим патриархом.
Этот же Бог обращается и к нам со словами «не заботьтесь о том, что будет завтра, пусть завтрашний день сам о себе позаботится». Не заботьтесь о своём спасении так, как это делали иудеи. Не думайте, что крещение, участие в богослужебном ритуале, перечисление грехов на исповеди, частое причастие, внешнее благочестие, сами по себе спасут вас. Не думайте, что они сами по себе дадут вам прощение грехов и ваша жизнь наполнится светом и благодатью. Ведь Я уже вас спас, Я уже простил вам все грехи, Я уже дал вам Свою благодать. Вы просто не можете её принять. Не можете, так как всё ещё пытаетесь просчитать как же вам спастись поспокойней, без потрясений и ущерба для своего комфортного самолюбия. Без ситуаций, когда нужно идти к своему самому злому обидчику и врагу и признавать перед ним свою часть неправоты в давно забытом конфликте. Без ситуаций, когда нужно быть до боли честным перед собой и людьми, когда будет страдать мой эгоизм, а мне будет страшно, что же будет завтра, что обо мне подумают, не выгляжу ли я смешным и нелепым, не потеряю ли я свой статус. Но ведь это и есть Мой путь моей главной заповеди о любви, без исполнения которой ни одно таинство в Церкви не сможет заработать в полную меру. Это и есть те действия, которые ставят Меня в центр Вашей жизни. А Я всегда всё направляю к самому лучшему.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.