
Апостол Павел
Гал., 202 зач., II, 11-16.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первые христианские общины состояли не только из евреев. С самого начала существования Церкви в них входили и представители других наций, которые до этого принадлежали иным религиозным традициям. Многие пришли в христианство из язычества. В результате возник конфликт между теми, кто, будучи христианами, продолжал соблюдать положения закона Моисея, и теми, кто его не соблюдал. Первые — это христиане из иудеев, вторые — из язычников. В частности, некоторые иудействующие отказывались разделять трапезу с теми, кто не прошёл обряд обрезания. Одного крещения в их понимании было недостаточно. А учитывая то, что главное богослужение Церкви, Евхаристия, это именно совместная трапеза — подобное положение вещей свидетельствовало о серьёзной проблеме и назревающем расколе. Влияние партии иудействующих было так велико, что против неё до определённого момента не осмеливались выступать даже такие апостолы, как Пётр и Варнава. Они избегали садиться за общий стол с бывшими язычниками в присутствии ревнителей закона Моисея. И тем самым, по сути, проявляли малодушие и лицемерили.
По поводу этой ситуации и высказывается апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке. Он довольно нелицеприятно упрекает Петра, напоминая ему, что необходимо быть твёрдым в проповеди важной истины, согласно которой во Христе все равны. В Нём уже нет ни иудея, ни язычника, ни свободного, ни раба, ни богатого, ни бедного. Есть просто люди, ради которых Господь умер на кресте, которых сделал Своими детьми, а потому все они, вне зависимости от того, какой нации и какой религиозной традиции принадлежали до этого, теперь братья и сёстры. Кроме этого, апостол Павел подчёркивает ещё один важный момент: с приходом в мир Спасителя ритуальный закон Моисея потерял силу. Закон не может спасти человека. Спасает его благодать Бога. И человеку для спасения необходимо лишь уверовать во Христа, креститься и впустить Бога в свою жизнь посредством исполнения евангельских заповедей.
Мы можем усвоить из этого важный урок. В жизни каждого из нас есть большой соблазн: найти путь, при помощи которого мы можем заслужить спасение. Нередко мы ищем разнообразные духовные авторитеты, от которых пытаемся услышать чёткие инструкции, как это можно сделать. Мы ожидаем, что нам предложат набор каких-то особых правил и действий, механически исполняя которые мы сможем привлечь к себе Божественную благодать. Апостол Павел сегодня напоминает нам, что не стоит изобретать велосипед. Ведь всё необходимое Господь и так уже дал нам. Он уже осуществил наше спасение. Нам нужно просто протянуть руку и взять его. Для этого необходимо лишь одно — посвятить свою жизнь исполнению Евангелия, вся суть которого сводится к деятельной и жертвенной любви по отношению к тем, кто нас окружает.
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. Об угождении Богу

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу».
Об угождении Богу — протоиерей Максим Горожанкин.
Что благоугодно Богу? Это самый важный вопрос, который мы можем услышать из глубины своего сердца. Наша совесть — это тот орган, который может нам ответить на этот вопрос. Каждый день нашей жизни может и должен быть сопряжён с вопросом и ответом на этот вопрос. Что благоугодно Богу? Что благоугодно? Как мне жить, чтобы быть угодным Господу?
И здесь самое главное, что мы можем Богу принести, — это чистое, искреннее исповедание нашей веры и добрые дела. Мы веруем в Господа, мы делаем добро нашим ближним.
Верующим в душе можно быть очень долго, но бесплодно. А верующим на деле быть сложнее. И вот наша задача, как христиан, быть верующими на деле. В чём да поможет нам Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. О дружбе во Христе

Сегодня 9 июня. Международный день друзей.
О дружбе во Христе — игумен Назарий Рыпин.
Христос сказал апостолам: «Вы друзи есте», то есть Он сказал, что они Его друзья. И, безусловно, человек, как существо социальное, имеет потребность в общении. Такими сотворил нас Господь. Это базовая потребность человеческого естества, человеческой души, возможность общаться.
Ну и, конечно же, во Христе нам открывается иное измерение этой потребности — это духовная дружба. Хотя святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что встретить настоящего духовного друга — это великий дар Божий и очень большая редкость.
Но тем не менее, прежде всего, мы должны стремиться стать, действительно, как апостолы, друзьями Божьими своей жизнью. И через верность Ему, через исполнение Его святых заповедей. И тогда в Боге для нас откроется очень много людей, которых мы по-настоящему сможем назвать своими друзьями.
Но тайна ещё в том открывается, что чтобы иметь много друзей, надо быть другом для многих. Когда мы учимся дружить со многими и приходить на помощь многим, и многие в ответ помогают нам и стремятся быть нашими друзьями. Об этом нельзя забывать, что это прежде всего обращено к нам. Не мы должны искать друзей, а нам нужно стараться быть другом для многих.
Все выпуски программы Актуальная тема