
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — великолепный мастер-класс апостола Павла по преодолению зависимости от мнений других людей. Чтобы осознать его осознать, надо вспомнить, кому адресовано послание — Коринфянам, жителям богатого многонационального портового города. Кого только ни оказалось среди уверовавших христиан! И люди из самых низов общества, и аристократия, и совершенно далёкие от иудейских представлений римляне, и радикально настроенные иудеи, и гностики — одним словом, все — разные и всех — много. При этом внутри общины формируются самостоятельные партии по имени того или иного авторитета: Павловы последователи, Кифины, Аполлосовы и другие.
В такой ситуации высочайшей конкуренции сказать, что мне, Павлу, совершенно ничего не значит, как вы или другие люди обо мне думаете, — заявление более чем рискованное! Тем самым апостол одним махом отрезает любые перспективы возможных манипуляций: он не будет подстраиваться, прилаживаться под ожидания коринфян — для него первично — чистота совести перед Богом, только от Которого — а не от коринфян! — он и ждёт поддержки и одобрения.
Коринфянам Павел говорит: не я сам сюда пришёл — меня прислали. И поручили делать определённое дело — которое, опять-таки, не сам я себе придумал. А вас всех мне вручили как соработников, участников в этом деле. Но мы ничего не сможем сделать толкового, если все силы будем тратить на выяснение отношений. Поэтому давайте лучше засучив рукава займёмся делом, а все вопросы, недоумения и претензии переадресуем нашему Самому Главному Хозяину, Заказчику и Прорабу — Иисусу Христу. Вот когда Он придёт на нашу «стройку» — тогда всё и прояснится. А пока — за работу, друзья, и все разговорчики — в сторону!..
Какую же «стройку» поручил апостолу Павлу Христос в Коринфе? Созидание Церкви как Его тела. Заметим: не строительство храмов или других культовых зданий. Не организацию структуры управления. А формирование особой, отличающейся от любых других сообществ, атмосферы отношений между членами общины, которая и определят христиан как проводников Святого Духа в жизнь мира.
Заметим, что формирование этой «атмосферы Духа» не может происходить как самостоятельная цель. Точно так же, как невозможно почувствовать музыку, её не исполняя — невозможно ощутить действие Духа, ничего не делая. Поэтому апостол и призывает коринфян заняться конкретным делом — в котором очень быстро и проявится их вера и верность Христу — начать сбор средств для помощи бедствующим церквам Иудеи. В этом служении слабым и закладывается фундамент Церкви как Тела Христова — без которого любые умопостроения, даже самые правильные, так и будут висеть в воздухе.
Одна из больных тем современного христианства — его «умозрительность». Человек может считать сам себя глубоко верующим и даже воцерковлённым — но как только касаешься конкретных дел, реального проявления веры — всё куда-то испаряется, и ты видишь перед собой совершенно иного человека, «от мира сего». Сегодняшнее чтение побуждает нас задуматься, насколько наше христианство обусловлено внешними обстоятельствами и мнением окружающих людей — или же оно, как и у апостола Павла, является самым главным содержанием, смыслом и сутью нашей жизни?..
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема