Гал., 201 зач., II, 6-10.
Глава 2.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Продолжается чтение из послания апостола Павла к Галатам. Мы слышим, как изначальное отчуждение, с которым воспринимался Павел другими апостолами, начинает преодолеваться. Для спутников Христа Павел был странным и подозрительным: ведь его не было рядом с ними, когда вместе со Христом они ходили по Галилее и Иудее, он не видел чудес Христа, не переживал, как Его арестовывали и позорно убивали на Кресте, не был он и свидетелем Его воскресения. При этом та ревность, с которой Павел свидетельствовал язычникам о Христе, была совершенно необъяснимой: откуда у него столько сил, так много веры, почему в плане обоснования и тончайшего разбора ветхозаветного закона Павел оставляет позади себя вчерашних рыбаков и сборщиков податей? К тому же, Павел не требует от язычников принимать обрезание и соблюдать закон Моисея — что для самих апостолов ещё не стало нормой. Ещё бы здесь не быть подозрительными!
Однако в послании к Галатам мы видим, что доверие к Павлу у апостолов постепенно растёт, и причина тому — явное действие в нём благодати Божией. Осознавая неоспоримость этого, апостолы «подают Павлу руку общения», то есть включают его в свой круг — с одним только условием: чтобы он помог им в сборе средств для нуждающихся общин христиан. Что, собственно говоря, апостол и делает во время своих миссионерских путешествий.
Как, не режет вам ухо такой подход к решению проблемы неприятия Павла другими апостолами? На самом деле, здесь нет никакого подкупа: материальная помощь — лишь свидетельство искренности отношений между апостолами. Именно здесь проявляется ответственность ранних христиан по отношению к распределению земных благ: там, где есть избыток, необходимо определённую часть передать туда, где испытывается недостаток. И это — не просто «опция» христианской жизни, это и есть само её существо.
Буквально на днях я наблюдал такую картину. В притворе храма я повесил объявление о начале набора в одну православную школу психотерапии — с широким диапазоном цен. И вот вчера вижу: кто-то ручкой обвёл все указанные суммы и так размашисто написал: «Не верю! Деньги — не верю!» — пририсовав ещё и большой крест — вместо печати. Оставив в стороне этическую сторону такого «графити», подобный подход — очень показателен: если что-то предполагает оплату — значит, это точно нецерковное, недуховное, неправославное. Но если вдуматься — и именно об этом сегодня говорится в послании — забота о материальном обеспечении христиан — одна из важнейших составляющих христианского жительства! А вот убеждённость в том, что в Церкви «всё должно быть бесплатно» — пережиток советской эпохи, когда большая часть образовательных и культурных мероприятий была бесплатной — точнее, за них платило государство.
Быть христианином — это не только веровать в Иисуса Христа как своего Спасителя — но и нести ответственность за тех, кого Он поставил рядом с тобой. В том числе и в храме. И тот, кто «раскусил» важность помощи Церкви — прежде всего конкретным делом — знает, насколько это помогает поддерживать огонь веры и даёт смысла и радости куда больше, чем можно получить в других местах. И когда видишь, как искренний христианин, и без того достаточно загруженный в обычной жизни, вместо отдыха приходит помочь в храм — не можешь за него не радоваться за него: да, в нём слово апостола — живо и действенно, и руки этого человека — на самом деле — руки Христова Тела!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.