
2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Каким же утончённо-язвительным бывает иногда апостол Павел! Да, вчитываясь в этот текст, начинаешь понимать, почему у него не особо-то складывались отношения с другими двенадцатью апостолами: далеко не всякий будет рад общению с человеком такого ироничного характера! Вы только посмотрите, как мастерски Павел тролит коринфян — простите мне этот неологизм, но здесь он абсолютно уместен. То он логически выстраивает апологию собственного неразумия. То просит прощения у коринфян, что, в отличие от всех прочих апостолов, не был им в тягость — то есть сам себя содержал во время пребывания у них. То говорит слова саморазоблачения, предполагая, что он поступал так бескорыстно исключительно из собственной хитрости и каких-то скрытых мотивов. То вдруг исповедует свою безграничную любовь к ним — при этом не забывая упомянуть, что сами-то коринфяне ну не особого-то его и любят. Одним словом, прямо-таки шквал эмоций и переживаний! А ещё кто-то пытался доказывать, что все эти послания — пустая выдумка! А ну-ка попробуй такое из головы придумай — точно — нарочно не придумаешь!..
В чём же причина такой яркой, эмоционально-заряженной реакции апостола? В недоверии со стороны коринфян — которое Павел очень хорошо чувствует. Он уже не знает, как ещё доказать своё право говорить им неприятные вещи, наставлять, обличать — и уже вынужден идти за помощью к иронии, чтобы хотя бы через неё сами коринфяне осознали всю абсурдность ситуации своего недоверия.
Нам иногда представляется, что всё дело проповеди Евангелия шло у святых апостолов, исполненных Духа Святого, без сучка и задоринки. Стоило им открыть свои благословенные уста — и многотысячные толпы сразу же благогоговейно внимали и тотчас просвещались. Но, как мы видим из сегодняшнего чтения, бывало и совсем по-иному: когда проповедь сталкивалась с нашей обычной человеческой косностью, подозрительностью, недоверием. И сколько надо было иметь настоящей, неделанной, любви к Коринфянам — чтобы не сломаться, не разочароваться, не опустить руки — а снова и снова наставлять, вразумлять, пусть даже и с горькой иронией.
Вот чему и нам хорошо бы поучиться у апостола Павла — неотступности любви, которая не мытьём, так катаньем, не с фронта, так с тыла — а всё равно будет стучать в сердца дорогих людей, пока они не услышат!..
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудеса и знамения». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из главы «О чудесах и знамениях» книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», посвященные значению чудес и знамений в жизни христианина.
Разговор шел о том, почему мы зачастую ищем чудес и знамений для подтверждения нашей веры, в чем опасность такого подхода к духовной жизни, а также как отличить совершенное Богом чудо от тех, которые могут совершаться магами и остальными далекими от веры людьми, и в чем особенность тех чудес, которые совершал во время Своей земной жизни Спаситель.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Восстановительное лечение для Марины из Приморского края

15-летняя Марина Майорова из Приморского края несколько лет борется с последствиями тяжёлой болезни — опухоли головного мозга. После длительного лечения и операции организм девушки сильно ослаб. Сегодня она передвигается на инвалидной коляске. Однако Марина не теряет пульс жизни. Попав в больницу, она не забросила учёбу и самостоятельно продолжала изучать школьную программу. А в свободное от занятий и процедур время вязала себе одежду, игрушки и брелоки из пряжи, которые потом дарила врачам и детям.
Сейчас Марина дома. Недавно девушка успешно сдала экзамены и перешла в 10-й класс. Её увлекают технические науки и 3D-моделирование. Она сама разрабатывает проект железной дороги. Ещё Марина по-прежнему вяжет и пробует готовить простые блюда.
Конечно, в полном смысле быть активной девушка всё ещё не может. Но Марина очень хочет скорее вернуться к привычной жизни подростка, и для этого ей необходима длительная реабилитация.
Собрать средства на курс восстановительного лечения семье Майоровых, проживающей на Дальнем Востоке, помогает благотворительный фонд «Кораблик». Поддержать семью можете и вы. И тем самым подарить Марине возможность снова ходить, полноценно учиться и строить будущее. Ссылка на сбор фонда «Кораблик» опубликована на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов