Что отличает истинное искусство от мастерства? Способность запечатлеть небесное в земном. Художнику Виктору Борисову-Мусатову прекрасно удалось сделать это в его ранней работе «Майские цветы», которую приобрела сама Елизавета Фёдоровна Романова.
— Удивительное полотно! Просто удивительное.
— Вы говорите про картину Виктора Борисова-Мусатова «Майские цветы», Андрей Борисович?
— Да, Маргарита Константиновна. Я очень люблю эту работу. Всякий раз, приходя сюда, в Третьяковскую галерею, останавливаюсь перед ней и невольно улыбаюсь. Весенний полдень. Изумрудно-зелёная лужайка с цветущими яблонями перед деревянным домом. Девочки в ослепительно-белых платьях играют в мяч. И солнечные зайчики повсюду. Вроде бы ничего особенного, а смотришь, и понимаешь — шедевр!
— Вот так ничего особенного! Вы почти в стихах заговорили, глядя на это полотно.
— Я имел в виду, что оно не представляет какой-то особой исторической ценности. Нет здесь ещё и того особого стиля, который отличает Борисова-Мусатова. Это ведь его ученическая работа, насколько я помню?
— Да, Борисов-Мусатов написал «Майские цветы», когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1894 году он представил работу на студенческой выставке. Но можно ли говорить, что картина не имеет особой ценности лишь потому, что автор написал её в молодости? Подлинное достоинство произведения искусства столь же неуловимо, как солнечные зайчики на этой картине, оно не зависит от возраста автора. И даже мастерство здесь не главное.
— Но ведь есть же какие-то общие критерии оценки живописи?
— Есть, конечно. Люди пытаются систематизировать художественное наследие многих веков. Написаны миллионы статей о стилях, жанрах, приёмах, я и сама такие писала и пишу. Но с годами мне всё больше кажется, что единственно важное в искусстве — возможность отразить небесное в земном.
— Небесное в земном! Хорошо сказано!
— Да. Есть картины, глядя на которые человек понимает, что он рождён для вечности. Вот и работа Борисова-Мусатова дышит радостью. И радость эта — о Боге, о том, как прекрасен созданный Им мир.
— Вы полагаете, таков был замысел художника?
— Вполне возможно. Недаром он собрал на полотне столько символов обновления — дети, цветущие деревья. И красный мяч у девочки — самая яркая, центральная деталь композиции. Борисов-Мусатов явно сделал на ней акцент. Он словно хочет сказать нам — посмотрите, ребёнок держит в руках бесценный дар. И дар этот — жизнь.
— Мне так радостно от ваших слов, Маргарита Константиновна. А вот интересно, как встретили картину «Майские цветы» на выставке в 1894 году?
— Конечно, были критики, которые не восприняли всерьёз работу молодого живописца. Но вот вам такой факт — картину «Майские цветы» приобрела Елизавета Фёдоровна Романова, будущая преподобномученица.
— Да, это о многом говорит. Великая княгиня обладала утончённым вкусом и чуткой душой.
— Елизавета Фёдоровна заплатила художнику немалую по тем временам сумму — сто пятьдесят рублей. На эти деньги он совершил путешествие по Крыму и Кавказу, чтобы набраться ярких впечатлений и идей для новых работ.
— А делиться своими впечатлениями Виктор Борисов-Мусатов умел! Он доказал это в своей ранней работе «Майские цветы». И всякий гость Третьяковской галереи может в этом убедиться.
Деяния святых апостолов
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если мы внимательно читали Евангелие, то могли заметить, что Господь постоянно говорит Своим ученикам о тайне Царства Небесного. Церковь утверждает, что хранит эту тайну до сих пор. О чём же идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
После Светлого Воскресения Христос продолжает являться Своим ученикам на протяжении сорока дней. Как слышим мы сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, Спаситель рассказывает им о Царствии Божием. Может показаться, что Христос передаёт апостолам какое-то особое учение, которое не вошло в Евангелие и которое доступно лишь узкому кругу посвящённых. Благодаря этому тайному знанию ученики становятся сверхлюдьми, в распоряжении которых оказываются какие-то сверхспособности. Однако дальнейшее повествование свидетельствует, что это не так.
После того как Христос призывает апостолов не уходить из Иерусалима и дожидаться сошествия Святого Духа, они в недоумении спрашивают: «не сейчас ли, Господи, ты восстановишь Израильское царство?» Очень показательный вопрос. Апостолы задавали его Спасителю с самого начала их совместного путешествия. С самого момента своего призвания они ждали, что Христос прогонит римлян и вернёт еврейскому государству былую славу.
Однако, посмотрите, как Господь милостив. Как Он терпелив. С какой кротостью Он переносит это невежество Своих учеников. Он видит, что несмотря на всё произошедшее, ложные представления о Мессии всё ещё сидят в их головах. Суть Его учения о Царстве Небесном до сих пор ими не усвоена. А потому Он и отвечает им уклончиво: «не ваше дело знать времена или сроки». Иными словами, ваше дело дождаться сошествия Духа, получить от Него силу, начать проповедь и тогда вы всё поймете сами. Вы получите все необходимые ответы.
Так и случилось. Пришёл обещанный Дух, апостолы начали свидетельствовать о Христе людям, и ложные ожидания в их голове испарились. Потребность учеников в грандиозных внешних преобразованиях исчезла, будто её и не было. Великая духовная реальность, которую они до этого ощущали лишь смутно, в полноте открылась в их сердцах. Уже во время своей жизни они стали полноценными участниками Царства Мессии.
В той или иной степени каждый из нас исполнен ложных представлений и предрассудков о духовной жизни. И, пожалуй, не самый последний из них — это постоянное ожидание значимых изменений. Я словно всё время жду, что однажды Господь откроет мне какую-то тайну. Тогда моя жизнь изменится. Всё резко станет лучше. Евангелие напоминает нам сегодня: все грандиозные изменения уже произошли. Дух Святой уже сошёл. А потому великая тайна христианства заключается в том, что нет на самом деле никакой тайны. Евангелие Христово предельно просто — каждый день ищи волю Бога и старайся принести пользу тем людям, которые тебя окружают. Иными словами, преврати свою жизнь в служение. В той мере, в какой это исполняем, нас наполняет благодать Святого Духа. Всё вокруг нас и в нас самих оказывается на своих местах, и в нашем сердце загорается пасхальная радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Воскресение Христово и Светлая седмица». Прот. Максим Первозванский
В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о светлом Христовом Воскресении, о богослужениях пасхальной недели, о праздновании в честь Иверской иконы Богородицы, а также иконы «Живоносный источник».