— Мама, теперь я точно знаю, какое платье хочу на выпускной бал! Как на портрете великой княжны Ксении Александровны!
— Удивительно, ты пересмотрела столько модных журналов, а нашла подходящую модель на картине Валентина Серова в Псковском художественном музее!
— Да, нужно сшить что-то похожее! Чтоб воротник стоечка, рукава у плеча фонариком, а к локтю зауженные. И главное, пусть само платье будет белоснежное, а отделка ярко-алая.
— Замечательно, Леночка, только потише, прошу, мы другим посетителям мешаем. Вот этому мужчине уж точно, он даже обернулся на нас. Надо бы извиниться. (Андрею Борисовичу) Простите, пожалуйста, что мы так громко. У дочки радость — увидела на картине платье, о каком давно мечтала. Как у принцессы!
— Полно, вы мне ничуть не помешали. А Ксения Александровна, чей портрет висит перед нами, и в самом деле принцесса. Она — дочь императора Александра Третьего. В России дети монархов носили великокняжеский титул, а в Европе их называли принцами и принцессами.
— Какая Ксения Александровна красивая!
— Красивая, что говорить. К тому же Валентин Серов удачно подобрал серебристый фон. Он оттенил нежный цвет лица и блеск огромных карих глаз княжны.
— А еще художник показал, что Ксения Александровна открытая, искренняя. Нет в её лице ни капли надменности.
— И это верно. Серову иногда побаивались заказывать портреты, потому что он писал предельно честно, не пытался польстить модели. Про художника говорили, что он может заглянуть в душу, и вынести всю сущность человека на всеобщее обозрение. Ксении Александровне с её чистосердечием, открытостью, добротой опасаться было нечего.
— А сколько ей лет здесь?
— Картина написана в 1893 году, значит, княжне едва исполнилось восемнадцать. По сути, ваша ровесница. Эта работа — один из эскизов для группового портрета семьи императора Александра Третьего. Парадное полотно художнику заказало харьковское дворянское собрание к пятилетию чудесного спасения Романовых в железнодорожной катастрофе.
— В катастрофе?? А как она произошла?
— В октябре 1888 года поезд, в котором царская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург, потерпел крушение неподалеку от станции Борки под Харьковом.
— А почему это случилось?
— Причины так и не установили. Говорили и о неисправности путей, и о теракте. Несколько вагонов сошли с рельсов и были сильно покорёжены. В том числе и тот, где ехали Романовы. Им удалось спастись лишь потому, что Александр Третий принял на свои плечи обрушившуюся крышу и держал её, пока не подоспела помощь. Говорят, что именно этот удар подорвал здоровье государя. Прежде полный сил, он стал жаловаться на боли в пояснице и постепенно угасать. Умер в сорок девять лет в 1894 году.
— А Ксения Александровна? Она тоже сильно пострадала?
— Великая княжна отделалась ушибами и ссадинами.
— А как в дальнейшем сложилась её жизнь?
— Ксения вышла замуж по большой любви. Родила семерых детей. Во время первой мировой войны организовала на свои средства санитарный поезд. Трудилась в нём сестрой милосердия, выезжала на фронт для эвакуации раненых. Очень тяжело перенесла события революции 1917 года, в особенности расстрел брата, императора Николая Второго и его семьи. Самой Ксении Александровне удалось эвакуироваться в Англию. Но до конца своих дней она надеялась когда-нибудь вернуться на родину.
— Какой трудный путь проделала девочка, что смотрит на нас с портрета. Пережила и счастье, и потери. В годы испытаний была милосердной и мужественной. После вашего рассказа и титул Ксении Александровны — великая княжна, иначе воспринимается. Душа у неё великая.
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема