— Андрей Борисович, если я ничего не путаю, художница Антонина Ржевская родом из Тверской губернии?
— Не путаете, Маргарита Константиновна. Антонина Леонардовна родилась в 1861 году в селе Шалепники под Тверью, в семье помещиков Поповых. Когда она была совсем маленькой, родители разорились и перебрались в Тверь. В двадцать пять лет художница вышла замуж за москвича, Николая Ржевского, и переехала к нему. А последние свои дни доживала в Тарусе, в Калужской области, в доме своей дочери Елены.
— Вот, я же помню, что вся жизнь художницы прошла в центральной России. Потому и удивилась, когда увидела здесь, в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, её картину «Музыка». До чего выразительная работа! Как вдохновенно и тонко передана атмосфера концертного зала во время звучания композиции!
— Это верно! Как сказал об этом холсте искусствовед Николай Романов: «Неслышимая музыка словно льётся с полотна звуками, преображёнными в краски». Он был директором московского Румянцевского музея в 1903 году, когда там впервые экспонировалась картина.
— Замечательный образ нашёл Николай Романов. Антонина Ржевская и впрямь преобразила звуки в краски. Как она сумела добиться такого удивительного эффекта?
— Через образы героев. Взгляните, как погрузилась в слушание девушка в белом платье. Она чуть наклонила голову и вся устремилась вперёд, навстречу звукам. Позади неё, скрестив руки на груди, стоит молодой человек в чёрном. Он предельно внимателен и сосредоточен.
— А ещё одна барышня облокотилась о бортик балкона и опустила подбородок на руку. Взгляд её полон нежности.
— Художница представила целую гамму возвышенных эмоций, и зритель невольно заражается ими, глядя на полотно.
— Наверное, герои картины слушают что-нибудь романтическое — Шопеэна, например.
— Скорее, симфонию «Пастораль» Александра Глазунова. Она впервые была исполнена в 1902 году, как раз когда Антонина Ржевская работала над картиной «Музыка». Премьера «Пасторали» была настоящим событием для людей, неравнодушных к искусству, вряд ли художница могла её пропустить.
— Симфония необычайно светлая и проникновенная. Вся её суть — в торжестве гармонии и радости. Именно это настроение царит на полотне «Музыка».
— Антонина Ржевская использовала особые приёмы, чтобы это передать. Смотрите — со стороны сцены льётся ослепительный свет. Он озаряет белые стены, украшенные лепниной, и как будто расширяет пространство, делает потолок выше. Вы, кстати, обратили внимание, что герои слушают музыку под самым потолком?
— Да, они сидят на балконе.
— Не просто на балконе, а на галёрке — там, куда билеты стоят копейки.
— Думаете, так художница подчеркнула материальное положение персонажей картины?
— Уверен! Ржевская сама знала нужду, недаром она придала свои черты девушке на переднем плане. В юности, когда умер отец, Антонина взяла на себя содержание семьи, устроилась работать корректором в типографию. Денег катастрофически не хватало. Так что на картине художница обозначила приоритеты, показала, на что готова тратить последние копейки.
— Такие вложения делать стоит. Музыка — это дар Божий. Она может поддержать в трудную минуту, утешить, воодушевить.
— Потому Антонина Ржевская и назвала свою картину так просто, лаконично и выразительно — «Музыка».
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов