2 Кор., 180 зач., V, 15-21.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Я живу в долг. Я не безумец. Я наконец-то понял, что должен делать», — такие слова говорит «Железный человек» — Тони Старк, в корне переосмысливший свою жизнь после различных испытаний. Именно Старк, в конце концов, пожертвует собой, чтобы воскресить тех, кто погиб от беспощадной руки жестокого Таноса. Слушатели спросят — почему на радио «Вера» вдруг заговорили о популярных теперь комиксах? Вовсе не для их популяризации — поверьте. А для того, чтобы показать — самые яркие и пронзительные сюжеты из блокбастеров, которыми восхищается мир, позаимствованы, на самом деле, из евангельской истории.
Подтверждение мы можем найти, например, в сегодняшнем чтении из второго послания апостола Павла к коринфянам. Великий проповедник христианства, в частности, говорит о том, что человечество находится в долгу у Бога, пославшего в наш мир Своего Сына, через Его смерть и воскресение вернувшего людям Царство Небесное. Пришествие Спасителя коренным образом изменило историю людей. Или как говорит Павел: «кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь всё новое».
Не преувеличивает ли апостол, произнося эти громкие слова? Ведь в мире всё так же царствуют страсти, а люди вместо милосердия руководствуются завистью, тщеславием и властолюбием. Здесь мы снова встаём перед сложной проблемой согласования промысла Божия и свободы воли человека. Благодаря Христу мы получили от Господа всё необходимое для того, чтобы на земле царил мир, а люди жили в гармонии друг с другом. Спаситель изгладил греховное прошлое человечества, дал нам возможность начать историю с чистого листа. Вот почему, например, подсчёт лет мы ведём от Рождества Христова.
Но Бог не программирует нас на следование Его воле. Потому что согласие без абсолютной свободы не значит ничего. Любовь и прочие добродетели, совершаемые вынужденно, не имеют реальной ценности. Отец Небесный хочет, чтобы мы свободно следовали за Его Сыном, через Него примирили свои мятущиеся души с заповедями Божиими и тем самым обрели мир и покой. Возможно ли это? Пример христианских подвижников даёт нам возможность однозначно ответить — да.
Святые, укрепляемые благодатью Божией, нашли в себе силы не идти путём греха. Несмотря на различные искушения, испытания и даже принуждение со стороны окружающих, они сделали выбор в пользу верности Господу, не променяли мир, дарованный Духом Святым, на призрачные преимущества жизни по страстям. Далось ли святым это решение легко? Безусловно, нет.
Всякий, кто решился строить жизнь на основании чистой совести и заповедей Божиих, знает, о чём идёт речь. Такой человек для окружающих становится «белой вороной», которой постоянно адресуются реплики удивления. «Как же ты так живёшь? Все вокруг врут, воруют, изменяют! А ты так не поступаешь? Как-то ты странно и скучно живёшь!» Но познавший радость Божию, уже не сможет её ни с чем спутать, а, утратив, окажется неспособен компенсировать её отсутствие никакими развлечениями или материальными ценностями. Попытка заполнить пустоту ушедшей благодати страстями и утехами будет похожа на желание затушить костер бензином. Чем больше льёшь — тем больше разгорается.
И, в итоге, останется только один выход. Осознать, подобно Тони Старку, что живёшь в долг. Но который, что поразительно, не нужно отдавать. За него следует, в первую очередь, благодарить — благодарить Бога, пославшего в наш мир Сына Своего — Иисуса Христа, бескорыстно открывшего нам Царство Небесное. Этот дар мы можем сделать своим, если, наконец, поймём и уясним, что, на самом деле, призваны делать ежедневно. Не идти на поводу у греха, но своими словами и поступками свидетельствовать о вере в Бога, Который любит каждого человека и желает ему спастись.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов