Преподобный Христофор жил в Риме, в шестом веке. Он принял монашеский постриг и однажды отправился в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. У ворот храма Гроба Господня он увидел не двигавшегося с места инока. Перед его лицом летали два ворона. Монах объяснил: "Во мне борются два помысла; один говорит: иди и поклонись Честному Кресту, а другой говорит: нет не ходи, иди сначала по своим делам, а потом придешь и поклонишься". Тогда Христофор взял монаха за руку и ввел в храм. Вороны тотчас исчезли. Этот случай Христофор часто рассказывал ученикам. Он говорил - прежде следует исполнять служение духовное, а потом уже необходимую работу. Большую часть ночи Христофор проводил в молитве, в глубокой пещере. Как то раз он спустился туда и увидел на полу множество лампад и двух отроков, которые их зажигали. "Это лампады отцов, служащих Богу", - ответили юноши на вопрос монаха. "А моя лампада горит или нет?", -спросил Христофор. Юноши ответили: "Трудись, молись, и мы зажжем ее". Праведник решил, что он должен усилить пост и молитву и ушел на Синайскую гору, где прожил пятьдесят лет. Наконец, Христофор услышал голос, который призвал его вернуться в свой монастырь, чтобы упокоиться рядом с остальными праведниками.
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема