
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
2 Кор., 167 зач., I, 1-7; 2 Кор., 169 зач., I, 12-20
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то "да", то "нет".
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был "да" и "нет"; но в Нем было "да",-
20 ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении из второго послания апостола Павла к Коринфянам есть одна очень странная фраза. Апостол говорит, что в день Господа нашего Иисуса Христа — то есть в День Господень, момент явления всему миру Бога — «мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею». Как это понимать? Разве вообще не зазорно заниматься возвеличиванием друг друга — тем более, когда речь идёт вообще-то о Страшном Суде и Втором Пришествии Христовом?...
В предыдущем послании апостол, размышляя об отношениях между супругами, и проводя дальше аналогию с отношениями между Христом и Церковью, говорит: «жена есть слава мужа» (1Кор. 11:7). Другими словами, если между супругами на самом деле есть любовь и добрые, уважительные отношения — жена не может не сиять от любви своего мужа, как сверкает бриллиант в лучах солнца. Конечно, это же работает и в другую сторону — но здесь апостол вводит ещё более мощный источник света — Самого Христа, отражением которого и является муж. И это — единственно правильная композиция отношений в семье: мужчина обращен к Небу, и оттуда, как глава семьи, получает силу и благословение; женщина сияет в лучах любви мужа — и распространяет этот свет и теплоту вокруг себя.
Так в каком же смысле апостол говорит, что коринфяне будут похвалою апостола, и он — их похвалой? Предыдущая аналогия помогает нам это понять. То, что вложил в сердца и умы коринфян апостол — настолько сильно их изменило, что это и есть источник похвалы. Апостолу даже на Страшном Суде не будет стыдно за них: их сердца оказались открытыми, искренними — и каждое слово апостола принесло обильный плод — вполне очевидный. Коринфяне хвалят апостола силой действия его слова, а он их — восприимчивостью и добрым плодоношением. И — заметим! — никакой гордыни, самодовольного бахвальства и тщеславия. Каждый искренне восхищается достоинствами другого — которые тот приписывает исключительно любви и попечению первого. Так и происходит безупречный круговорот славы между людьми — такой же, как и между членами семьи, в которой каждый любит другого и ищет не собственной выгоды и славы, но пользы и блага другого!
Помоги же нам, Господи, почаще задумываться — а на самом ли деле мы заинтересованы в том, чтобы наши близкие сияли отражённым светом нашей любви к ним?...
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



