2 Кор., 167 зач., I, 1-7; 2 Кор., 169 зач., I, 12-20
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то "да", то "нет".
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был "да" и "нет"; но в Нем было "да",-
20 ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении из второго послания апостола Павла к Коринфянам есть одна очень странная фраза. Апостол говорит, что в день Господа нашего Иисуса Христа — то есть в День Господень, момент явления всему миру Бога — «мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею». Как это понимать? Разве вообще не зазорно заниматься возвеличиванием друг друга — тем более, когда речь идёт вообще-то о Страшном Суде и Втором Пришествии Христовом?...
В предыдущем послании апостол, размышляя об отношениях между супругами, и проводя дальше аналогию с отношениями между Христом и Церковью, говорит: «жена есть слава мужа» (1Кор. 11:7). Другими словами, если между супругами на самом деле есть любовь и добрые, уважительные отношения — жена не может не сиять от любви своего мужа, как сверкает бриллиант в лучах солнца. Конечно, это же работает и в другую сторону — но здесь апостол вводит ещё более мощный источник света — Самого Христа, отражением которого и является муж. И это — единственно правильная композиция отношений в семье: мужчина обращен к Небу, и оттуда, как глава семьи, получает силу и благословение; женщина сияет в лучах любви мужа — и распространяет этот свет и теплоту вокруг себя.
Так в каком же смысле апостол говорит, что коринфяне будут похвалою апостола, и он — их похвалой? Предыдущая аналогия помогает нам это понять. То, что вложил в сердца и умы коринфян апостол — настолько сильно их изменило, что это и есть источник похвалы. Апостолу даже на Страшном Суде не будет стыдно за них: их сердца оказались открытыми, искренними — и каждое слово апостола принесло обильный плод — вполне очевидный. Коринфяне хвалят апостола силой действия его слова, а он их — восприимчивостью и добрым плодоношением. И — заметим! — никакой гордыни, самодовольного бахвальства и тщеславия. Каждый искренне восхищается достоинствами другого — которые тот приписывает исключительно любви и попечению первого. Так и происходит безупречный круговорот славы между людьми — такой же, как и между членами семьи, в которой каждый любит другого и ищет не собственной выгоды и славы, но пользы и блага другого!
Помоги же нам, Господи, почаще задумываться — а на самом ли деле мы заинтересованы в том, чтобы наши близкие сияли отражённым светом нашей любви к ним?...
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.