— Живопись похожа на чудо! Мы стоим с тобой, Андрюша, в картинной галерее во Владимире, а перед нами на полотне — Киево-Печерская лавра. Словно окно в другой город открылось.
— Я бы даже сказал — в другое измерение, сестрёнка. В своей работе «Великая церковь Киево-Печерской лавры» Василий Верещагин запечатлел Успенский собор. Это один из древнейших храмов Киевской Руси, его начали строить по благословению преподобного Феодосия Печерского ещё в 1073 году. К величайшему сожалению, собор был разрушен во время Великой Отечественной войны.
— Его восстановили?
— Да, восстановили точь-в-точь. В этом можно убедиться, сравнив современные фотографии с картиной Василия Верещагина.
— Художник с натуры писал?
— Да, Алла, с натуры. Василий Петрович руководил реставрацией Успенского собора с 1890-го по 1901 год. Он сделал тогда немало набросков, которые легли в основу картины «Великая церковь Киево-Печерской лавры». Публике художник представил эту работу в 1905 году.
— Смотришь — и дух захватывает! Наверное, Успенский собор — один из самых прекрасных на земле!
— Этот храм не просто красивый, его называли небу подобным. Помолиться сюда приезжали верующие со всех концов России. Поток богомольцев в Киевскую лавру испокон веков был неиссякаемым.
— Правда?
— Ну конечно. Об этом хорошо написал поэт середины девятнадцатого века Алексей Хомяков в своём стихотворении «Киев». Помнишь его строки?
— Нет, к сожалению. Там про паломников?
— Именно так. Автор спрашивает: «Вы откуда собралися, богомольцы, на поклон?» И ему отвечают: «Я оттуда, где струится /Тихий Дон — краса степей». /«Я оттуда, где клубится /беспредельный Енисей!». /«Я от Ладоги холодной». /«Я от синих волн Невы». /«Я от Камы многоводной». /«Я от матушки Москвы». Василий Верещагин на своей картине тоже показал масштаб паломничества. Взгляни — полотно разделено по горизонтали. В верхней части мы видим златоглавый белокаменный храм, а в нижней — множество людей, которые пришли помолиться.
— И какие они все разные!
— Здесь представлены все слои общества — и знать, и простолюдины. Тут и офицеры в белых мундирах, и монахи, и гимназистки в форменных платьях и соломенных шляпках, и нищие странники.
— А на переднем плане, слева — какая группа колоритная!
— Это крестьяне. Отправляясь на богомолье, они надели белые вышитые сорочки, женщины повязали яркие платки. Должно быть, селяне проделали немалый путь. Натрудили ноги, а теперь разулись и отдыхают прямо на земле. Тут же мы видим корзины со снедью — простые деревенские пожертвования монастырю.
— А справа почему-то богомольцы стоят на коленях.
— Не исключено, что вот так, на коленях, они прошли какую-то часть пути — ради подвига, во славу Божию. Была такая традиция на Руси.
— А прямо у ног одного из этих странников Василий Верещагин поставил свою подпись.
— Так художник символически представил себя среди богомольцев на картине «Великая церковь Киево-Печерской лавры». Разделил с народом упование на Бога и любовь к тому, что свято.
«Картину Василия Верещагина „Великая церковь Киево-Печерской лавры“ можно увидеть в картинной галерее музейного комплекса „Палаты“ во Владимире».
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема