— Андрей Борисович, не хочу вас огорчать, но Нижегородский художественный музей сегодня работает до шести. Через полчаса нам придётся покинуть его, а вы что-то задержались у одной картины...
— Но разве она не прекрасна! Работа Александра Маковского «На колокольне Антониево-Сийского монастыря» настолько живая! Кажется, можно дотронуться до шершавой белёной стены, потянуть за язык один из колоколов, что висят на мощных деревянных балках. Я как будто вновь оказался там, на звоннице.
— Вы бывали в Антониево-Сийском монастыре?
— Да, в сентябре 2020 года. Я тогда путешествовал по Архангельской области, ездил на родину Ломоносова, в Холмогоры. Оттуда до обители меньше ста километров. Я когда приехал, вот на эту самую колокольню, что мы видим на картине, как раз поднимали новый двухтонный колокол-благовестник.
— Благовестник?
— Да. Так называют колокола-исполины, потому что именно они мерным торжественным звоном возвещают о начале богослужения.
— Но, судя по картине Александра Маковского, гигантский колокол в Антониево-Сийском монастыре уже имелся. Вот он, грузно нависает над деревянным настилом. Его размер — в половину высоты от сводов до пола!
— Да, это был красавец в триста пятнадцать пудов, то есть, больше пяти тонн в современном измерении! Его отлили ещё в 1685 году. В 1912-ом этот древний благовестник стал героем картины Маковского. Художник тогда совершал путешествие по Русскому северу и несколько работ посвятил Антониево-Сийской обители. А в 1923-ем большевики закрыли монастырь и уничтожили все колокола. Безбожники как будто боялись, что они и без звонаря будут петь о Боге.
— На полотне Маковского колокола и впрямь предстают живыми.
— Колокола настолько связаны для нас с церковной жизнью, что мы наделяем их свойствами, не присущими холодному металлу. Говорим, что они поют, плачут, ликуют. А в Антониево-Сийском монастыре я слышал, как благовестник именовали сердцем обители. И эти образы понятны всякому человеку, который спешил в храм под протяжные удары благовеста, радовался трезвону на Пасху.
— А у меня знаете, какой образ родился от созерцания картины Александра Маковского? Что колокола похожи на стаю птиц. Смотрите, они как будто совершали долгий перелёт, а теперь отдыхают, усевшись в ряд. Сколько же их тут? Сейчас сосчитаю. Раз, два, три, четыре, пять... десять. Одиннадцать!
— И это ещё не все вошли в картину! В начале двадцатого века на звоннице Антониево-Сийской обители было двадцать колоколов. Рядом с творениями русских литейщиков соседствовали изделия голландских мастеров. Все они, как сообщает монастырский летописец, были «подведены под музыкальное согласие». То есть, говоря современным языком, настроены по тону. И звон их достигал Северной Двины!
— Той реки, что виднеется в просвете между стенами на картине Александра Маковского?
— Нет, Маргарита Константиновна! Художник включил в композицию кусочек Михайловского озера — монастырь расположен на полуострове посреди него. А до Северной Двины от обители километров пятнадцать. И это расстояние преодолевал звук монастырских колоколов! Да и сегодня их перезвон слышен далеко за пределами обители!
— Звонницу удалось восстановить?
— Да, в Антониево-Сийском монастыре можно послушать слаженный ансамбль из одиннадцати колоколов.
— Как бы я хотела послушать его перезвоны, посмотреть с высокой звонницы на Михайловское озеро, помолиться под древними сводами. Окунуться в ту атмосферу, что запечатлел Александр Маковский в своей работе «На колокольне Антониево-Сийского монастыря». Порадоваться, что она сохранилась до наших дней.
«Картину Александра Маковского „На колокольне Антониево-Сийского монастыря“ можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM