— Андрей Борисович, не хочу вас огорчать, но Нижегородский художественный музей сегодня работает до шести. Через полчаса нам придётся покинуть его, а вы что-то задержались у одной картины...
— Но разве она не прекрасна! Работа Александра Маковского «На колокольне Антониево-Сийского монастыря» настолько живая! Кажется, можно дотронуться до шершавой белёной стены, потянуть за язык один из колоколов, что висят на мощных деревянных балках. Я как будто вновь оказался там, на звоннице.
— Вы бывали в Антониево-Сийском монастыре?
— Да, в сентябре 2020 года. Я тогда путешествовал по Архангельской области, ездил на родину Ломоносова, в Холмогоры. Оттуда до обители меньше ста километров. Я когда приехал, вот на эту самую колокольню, что мы видим на картине, как раз поднимали новый двухтонный колокол-благовестник.
— Благовестник?
— Да. Так называют колокола-исполины, потому что именно они мерным торжественным звоном возвещают о начале богослужения.
— Но, судя по картине Александра Маковского, гигантский колокол в Антониево-Сийском монастыре уже имелся. Вот он, грузно нависает над деревянным настилом. Его размер — в половину высоты от сводов до пола!
— Да, это был красавец в триста пятнадцать пудов, то есть, больше пяти тонн в современном измерении! Его отлили ещё в 1685 году. В 1912-ом этот древний благовестник стал героем картины Маковского. Художник тогда совершал путешествие по Русскому северу и несколько работ посвятил Антониево-Сийской обители. А в 1923-ем большевики закрыли монастырь и уничтожили все колокола. Безбожники как будто боялись, что они и без звонаря будут петь о Боге.
— На полотне Маковского колокола и впрямь предстают живыми.
— Колокола настолько связаны для нас с церковной жизнью, что мы наделяем их свойствами, не присущими холодному металлу. Говорим, что они поют, плачут, ликуют. А в Антониево-Сийском монастыре я слышал, как благовестник именовали сердцем обители. И эти образы понятны всякому человеку, который спешил в храм под протяжные удары благовеста, радовался трезвону на Пасху.
— А у меня знаете, какой образ родился от созерцания картины Александра Маковского? Что колокола похожи на стаю птиц. Смотрите, они как будто совершали долгий перелёт, а теперь отдыхают, усевшись в ряд. Сколько же их тут? Сейчас сосчитаю. Раз, два, три, четыре, пять... десять. Одиннадцать!
— И это ещё не все вошли в картину! В начале двадцатого века на звоннице Антониево-Сийской обители было двадцать колоколов. Рядом с творениями русских литейщиков соседствовали изделия голландских мастеров. Все они, как сообщает монастырский летописец, были «подведены под музыкальное согласие». То есть, говоря современным языком, настроены по тону. И звон их достигал Северной Двины!
— Той реки, что виднеется в просвете между стенами на картине Александра Маковского?
— Нет, Маргарита Константиновна! Художник включил в композицию кусочек Михайловского озера — монастырь расположен на полуострове посреди него. А до Северной Двины от обители километров пятнадцать. И это расстояние преодолевал звук монастырских колоколов! Да и сегодня их перезвон слышен далеко за пределами обители!
— Звонницу удалось восстановить?
— Да, в Антониево-Сийском монастыре можно послушать слаженный ансамбль из одиннадцати колоколов.
— Как бы я хотела послушать его перезвоны, посмотреть с высокой звонницы на Михайловское озеро, помолиться под древними сводами. Окунуться в ту атмосферу, что запечатлел Александр Маковский в своей работе «На колокольне Антониево-Сийского монастыря». Порадоваться, что она сохранилась до наших дней.
«Картину Александра Маковского „На колокольне Антониево-Сийского монастыря“ можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее».
Деяния святых апостолов

Деян., 16 зач., VI, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковной жизни немало странного и непонятного. Однако у абсолютно всего, что мы видим в Церкви, есть своё объяснение, и иногда таковое объяснение бывает весьма нетривиальным, дело здесь в том, что наша Церковь очень древняя, и многие её традиции появились ещё во времена Ветхого Завета, а потому для их осмысления необходимо погружение в историю древнего мира. Одна из традиций нашей Церкви — это её иерархическое устройство, о появлении церковной иерархии повествует 6-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой книги, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Как мы только что услышали, прежде чем начать рассказ об избрании первых диаконов, автор книги Деяний апостол Лука сообщил о том, что «умножились ученики», то есть апостольская миссия была успешной, и количество христиан возросло настолько, что в первохристианской общине стали появляться неизбежные для любого достаточно крупного человеческого сообщества социальные проблемы. В случае первохристианской общины проблема состояла в несправедливо оказываемой помощи: кто-то получал больше, кто-то меньше, и эту несправедливость необходимо было устранить.
Информация, которую нам даёт книга Деяний, весьма любопытна и показательна: во-первых, даже имеющая чрезвычайные дары Святого Духа первохристианская община не была свободна от проявлений несправедливости, а во-вторых, проблема пришла с очень неожиданной стороны — со стороны социального служения Церкви. Собственно, нечто подобное мы видим во все времена: да, Церковь свята и непорочна, но зачастую составляющие её люди отнюдь не таковы, и они вносят в деятельность Церкви элемент несовершенства, а социальное церковное служение — это та сфера, в которой по-прежнему слишком много соблазнов, и заниматься централизованной помощью другим людям способны далеко не все христиане.
Отрывок книги Деяний святых апостолов повествует о решении этой проблемы: апостолы, понимая, что они сами призваны Богом совсем к другим занятиям, избирают для социального служения тех людей, которые имеют безукоризненный нравственный облик и при этом «исполнены Святого Духа и мудрости». Здесь интересно вот что: апостолы своими действиями показали, что в Церкви у каждого человека своё место и своё служение, одно служение от другого отличается функционально, а потому служения не должны смешиваться, и тот, кто призван, скажем, совершать богослужения, не может посвятить себя служению больным. Дело здесь не в том, что одни служения почётнее других, а в том, что, оставляя своё служение в пользу другого, есть немалый риск нарушить волю Божию о себе. Можно попытаться представить, что было бы, если бы апостолы поступили по-другому, если бы они сами начали заниматься проблемами распределения помощи вдовам: в таком случае апостолы не смогли бы исполнять то, к чему они были призваны Самим Христом — они не смогли бы проповедовать Его Воскресение, они попросту «увязли» бы в помощи обездоленным. Если бы так случилось, то бы перестала через какое-то время существовать. Апостолы это прекрасно понимали, а потому они избрали самый совершенный из всех возможных путей — они нашли себе достойных помощников.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия в философии Гегеля»

Гость программы — Антон Фомин, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
5 детей уже получили активные инвалидные коляски с поддержкой слушателей Радио ВЕРА

Варваре почти 3 года, вместе с семьёй она живёт в небольшом селе в Алтайском крае. Малышка общительная, тянется к детям, но коммуникацию сильно осложняет то, что она не может ходить. Всему виной врождённые нарушения. «Сейчас уже Варя сидит без опоры, держит голову и пытается стоять на четвереньках. Раньше и этого не было», – объясняет мама.
Девочка – настоящая непоседа, ей всё интересно. Каждый день Варвары расписан по часам: лечебная гимнастика, игры, прогулки – жизнь кипит. Передвигается малышка обычно на руках у родителей или в детской коляске. «Нам хочется, чтобы Варя могла сама отправиться туда, куда ей интересно и не ждала, пока освободятся взрослые», – делится мама.
Для этого девочке нужна активная инвалидная коляска, которой она будет управлять сама. Варя уже успела опробовать такую технику в больнице. «Как только она села в активную коляску, прошло всего секунд 20 – и она поехала! Восторг, удивление, радость. Всё сразу. Она просто сияла», – вспоминает мама.
Врачи уже подобрали для Вари нужную коляску, которая учитывает её особенности. С ней девочка будет исследовать мир и развиваться, а ещё тренировать руки и укреплять мышцы спины.
Собрать необходимую сумму на дорогостоящую технику для движения семье из Алтайского края помогает фонд «Игра». И у вас есть возможность поучаствовать в этом сборе.
Не первый мы рассказываем в эфире о подопечных фонда «Игра». Благодаря поддержке слушателей Радио ВЕРА пятеро детей из разных городов уже получили активные инвалидные коляски и обрели самостоятельность! А сегодня помощь нужна трёхлетней Варваре. Больше узнать о сборе для неё можно на сайте фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов