Проблема взаимоотношений свекрови и невестки стара как мир. Нет числа анекдотам на эту тему. Роли свекрови и невестки – трудны: от простой ревности до настоящей вражды расстояние небольшое. Нужно много мудрости и сил, чтобы преодолеть все барьеры. Библейские женщины Ноеминь и Руфь – вечный пример того, какими должны быть свекровь и невестка.
Ноеминь, что в переводе означает «счастливая», сумела создать семью, которую сегодня назвали бы образцовой. Ноеминь любила мужа и сыновей, в доме царила дружелюбная, уважительная атмосфера. Но неожиданно на семью обрушились несчастья. Вифлеем, в котором она жила, погибал от голода. Муж Ноеминь- Елимелех – принял решение покинуть родной город и уйти в чужую землю. Ноеминь сделала всё, чтобы удержать супруга от этого шага, но была вынуждена покориться главе семьи. Так Елимелех с женой и сыновьями оказались в Моаве. Здесь Ноеминь пережила трагедию: умер её муж. Она осталась одна в чужой стране, с двумя маленькими детьми. Выжить Ноеминь помогла вера в Бога. Живя в Моаве, женщина не стала поклоняться чуждым ей языческим богам. Она осталась преданной своей вере и Бог дал ей силы вырастить сыновей. Став взрослыми, они женились на девушках-моавитЯнках. Невестки - Руфь и Орфа – полюбили заботливую свекровь. Похоже, она знала секрет добрых отношений в семье: все, кто в неё входили становились друг другу родными. Но новая беда обрушилась на Ноеминь. Господь забрал обоих её сыновей. Она снова осталась без средств к существованию, без мужчин в доме и без надежды на продолжение рода. И тогда Ноеминь поняла, что пора собираться домой. Своим невесткам она предложила вернуться к родителям. К её удивлению, Руфь и Орфа не захотели расставаться со свекровью. Без её любви, доброты и мудрых советов они не представляли себе жизни. Растроганная Ноеминь вместе с невестками покинула Моав. Судьба молодых женщин, так рано ставших вдовами, волновала Ноеминь. Поэтому в дороге она стала убеждать их в том, что им нужно вернуться домой, найти себе новых мужей и родить детей, ибо высшее назначение и счастье женщины – быть матерью.
Орфа поддалась на уговоры Ноемини и скоро исчезла из её жизни. А Руфь стала просить свекровь, чтобы та разрешила ей остаться. Но самое главное, она приняла образ жизни Ноемини и её веру, отказавшись от язычества. Руфь произнесла слова, которые сделали её знаменитой: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду».
Ноеминь не смогла устоять перед такой клятвой. Добродетельная женщина поняла, что встретила родственную душу – надёжную подругу, которая никогда не бросит в беде. В Израиль женщины пришли вместе. Четыре человека было в семье, когда она покидала Вифлеем. Назад вернулось только двое. Но в лице одной Руфи Ноеминь приобрела такое сокровище, которое стало дороже семи сыновей, как сказали потом вифлеемские женщины.
Придя в Вифлеем Руфь сразу стала работать. Пошла в поле собирать колоски, чтобы прокормить себя и свекровь, которую называла мамой. На вифлеемских полях Руфь встретила свою судьбу. Собирая колоски, женщина познакомилась с Воозом – хозяином поля. Вооз был поражён её историей и преданностью свекрови и призвал на неё благословение Божие, сказав: «Да воздаст Господь за это дело твоё, и да будет тебе полная награда от Господа». Вооз женился на Руфи и она – бездетная в первом браке - родила сына Овида – деда царя Давида. Бог дал Руфи всё то, о чём мечтает любая женщина: мужа, ребёнка, дом и защиту. А Ноеминь после всех несчастий обрела великое утешение: маленького Овида, которого она так любила, что мальчика называли её сыном.
Ноеминь и Руфь – две великие женщины. Они сумели так построить свои отношения, что в их семье слова «свекровь» и «невестка» уступили место словам «мама» и «дочка». Их мудрость, любовь и вера в Бога, в Его постоянную заботу о человеке дают нам великолепный пример того, как свекровь и невестка могут жить душа в душу.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.