1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
С самых ранних моментов своего существования человечество стремилось в небо. Подтвердить это очень легко. Достаточно посмотреть на религиозно-культурное наследие наших предков. Библейское сказание о Вавилонской башне, греческий миф об Икаре, египетские пирамиды так или иначе стали выражением желания вернуть себе потерянный однажды рай.
Однако все перечисленные попытки, а также научно-технические успехи 19-20 веков, когда были изобретены самолёты и космические корабли, продемонстрировали, что невозможно достичь того самого желанного неба исключительно с помощью ограниченных человеческих сил. Всё это похоже на образ лестницы в небо, придуманный Робертом Плантом. Эта лестница, по которой люди пытаются добраться до небесной вечности, держится лишь на непостоянном и ненадёжном дуновении ветерка, готова рухнуть на землю в любое мгновение.
Неужели человечество обречено быть прикованным к земле? Вовсе нет. Благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа путь в небо открыт для каждого человека. И добраться до небесных высот духа мы оказываемся способны не с помощью ракет или самолетов. Средством дарованного людям спасения стал крест. Через искупительную смерть и последовавшее за ней воскресение Господь Иисус вернул людям Царство Небесное. Этот путь теперь открыт для каждого человека.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский написал однажды статью — «Тайна креста». В ней мы находим такие слова: «В Крестном таинстве две стороны. Это сразу и таинство скорби — и таинство радости, таинство позора и — славы». До конца непонятно, почему именно через Голгофу должно было совершиться дело человеческого спасения. Полного ответа — почему Богу нужно было умереть? — мы дать не в состоянии, но можем предположить, почему образ креста имеет жизненно важное значение для каждого из нас.
В кресте как бы соединяются две линии бытия. Есть вертикаль, соединяющая землю и небо. Сын Божий сначала пришёл через Рождение от Девы Марии к нам, а затем, выполнив возложенную на Него миссию, воскрес и вознёсся на Небо. Но учение Спасителя не ограничивается исключительно отношениями между Богом и отдельно взятым человеком. Православное христианство не проповедует индивидуальное освящение, а говорит о важности поиска общности в Боге — соборного единства в пространстве Церкви. Межчеловеческие связи, в рамках которых реализуются заповеди Господни, есть та горизонталь, которая, соединившись с упомянутой уже вертикалью, и образует вместе с ней крест.
Мы не можем продвигаться к небу без того, чтобы не взаимодействовать с окружающими нас людьми. Крест является знаком, в хорошем смысле схемой слов Христовых: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя». Крест для христианина — самый настоящий путь жизни. Мы должны понимать, что траектория святости есть не только движение вверх. Ведь я не Юрий Гагарин и не сижу за штурвалом корабля «Восток», штурмуя небо в вертикальном направлении. Так или иначе я остаюсь на земле, взаимодействую с этим миром, с людьми, которые меня окружают.
Устремление вверх всегда сложно. Но не менее сложно балансировать на горизонтали, потому что я несовершенен. Меня перекашивает то в одну, то в другую сторону. И люди, с которыми я взаимодействую, которых я стараюсь любить, иногда ведут себя так, что кажется, что они не заслуживают моей любви. Поэтому и вверх тяжело идти и в горизонтали взаимоотношений бывает очень и очень тяжело. Но от этого никуда не деться. Ведь как говорил Клайв Льюис: «Многие дороги (жизни) ведут в Царство Небесное, но все они проходят через Голгофу».
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы пожилые люди прожили зиму в тепле
Уже 10 лет в рамках акции «Подари дрова» волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» приходят на выручку пожилым людям из глубинки Тверской области. При участии неравнодушных людей добровольцы закупают для одиноких пенсионеров дрова и тем самым помогают им пережить холода. За всё время акции поддержку получили больше 1500 человек.
Нина Александровна — одна из тех, к кому приезжают волонтёры. Ей 87 лет. Одинокая бабушка живёт в старом и большом доме. Для его отопления необходимо много дров — это почти 8 грузовых машин на сезон. Стоимость одной партии дров примерно 20 000 рублей. Но пенсии Нины Александровны не хватает даже на половину нужного объёма. Поэтому участники акции «Подари дрова» взяли бабушку под опеку. Уже несколько лет они привозят по два КАМАЗа берёзовых дров, чтобы согревать её дом.
Этой зимой волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» уже успели обеспечить теплом Нину Александровну и ещё больше 200 подопечных. Однако впереди у команды добровольцев по-прежнему много работы. Всё ещё остаются одинокие пенсионеры, которые тоже нуждаются в дровах. Поэтому так важно участие отзывчивых людей.
Если вы хотите подарить тепло бабушкам и дедушкам из глубинки, переходите на сайт акции «Подари дрова».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Дрова» и любой суммой. Например, «Дрова 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рождество Христово и «Хроники Нарнии». Священник Александр Сатомский
В этой программе мы вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским читали и обсуждали фрагменты из книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», а также говорили о том, как рождественские сюжеты находят свое отражение в художественной литературе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер