
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
С самых ранних моментов своего существования человечество стремилось в небо. Подтвердить это очень легко. Достаточно посмотреть на религиозно-культурное наследие наших предков. Библейское сказание о Вавилонской башне, греческий миф об Икаре, египетские пирамиды так или иначе стали выражением желания вернуть себе потерянный однажды рай.
Однако все перечисленные попытки, а также научно-технические успехи 19-20 веков, когда были изобретены самолёты и космические корабли, продемонстрировали, что невозможно достичь того самого желанного неба исключительно с помощью ограниченных человеческих сил. Всё это похоже на образ лестницы в небо, придуманный Робертом Плантом. Эта лестница, по которой люди пытаются добраться до небесной вечности, держится лишь на непостоянном и ненадёжном дуновении ветерка, готова рухнуть на землю в любое мгновение.
Неужели человечество обречено быть прикованным к земле? Вовсе нет. Благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа путь в небо открыт для каждого человека. И добраться до небесных высот духа мы оказываемся способны не с помощью ракет или самолетов. Средством дарованного людям спасения стал крест. Через искупительную смерть и последовавшее за ней воскресение Господь Иисус вернул людям Царство Небесное. Этот путь теперь открыт для каждого человека.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский написал однажды статью — «Тайна креста». В ней мы находим такие слова: «В Крестном таинстве две стороны. Это сразу и таинство скорби — и таинство радости, таинство позора и — славы». До конца непонятно, почему именно через Голгофу должно было совершиться дело человеческого спасения. Полного ответа — почему Богу нужно было умереть? — мы дать не в состоянии, но можем предположить, почему образ креста имеет жизненно важное значение для каждого из нас.
В кресте как бы соединяются две линии бытия. Есть вертикаль, соединяющая землю и небо. Сын Божий сначала пришёл через Рождение от Девы Марии к нам, а затем, выполнив возложенную на Него миссию, воскрес и вознёсся на Небо. Но учение Спасителя не ограничивается исключительно отношениями между Богом и отдельно взятым человеком. Православное христианство не проповедует индивидуальное освящение, а говорит о важности поиска общности в Боге — соборного единства в пространстве Церкви. Межчеловеческие связи, в рамках которых реализуются заповеди Господни, есть та горизонталь, которая, соединившись с упомянутой уже вертикалью, и образует вместе с ней крест.
Мы не можем продвигаться к небу без того, чтобы не взаимодействовать с окружающими нас людьми. Крест является знаком, в хорошем смысле схемой слов Христовых: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя». Крест для христианина — самый настоящий путь жизни. Мы должны понимать, что траектория святости есть не только движение вверх. Ведь я не Юрий Гагарин и не сижу за штурвалом корабля «Восток», штурмуя небо в вертикальном направлении. Так или иначе я остаюсь на земле, взаимодействую с этим миром, с людьми, которые меня окружают.
Устремление вверх всегда сложно. Но не менее сложно балансировать на горизонтали, потому что я несовершенен. Меня перекашивает то в одну, то в другую сторону. И люди, с которыми я взаимодействую, которых я стараюсь любить, иногда ведут себя так, что кажется, что они не заслуживают моей любви. Поэтому и вверх тяжело идти и в горизонтали взаимоотношений бывает очень и очень тяжело. Но от этого никуда не деться. Ведь как говорил Клайв Льюис: «Многие дороги (жизни) ведут в Царство Небесное, но все они проходят через Голгофу».
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема