
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Всем, наверное, знакомо выражение — «Дамоклов меч»? Возникло оно в эпоху античности и отсылает нас к событиям, происходившим в сицилийской колонии эллинов — Сиракузах. Местный правитель — тиран Дионисий Старший предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его трон на один день. По приказу правителя Дамокла роскошно одели, побрызгали душистым маслом, посадили на трон. Подданые бегали вокруг тирана-однодневки — суетились, исполняя каждое его слово.
В самый разгар веселья Дамокл, смеясь, откинулся к спинке престола и посмотрел вверх. Внезапно он увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе. В ужасе он осознал всю призрачность своего благополучия. Так Дионисий показал фавориту, что каждый поступок правителя, каждое его решение может иметь непоправимые последствия — как для него самого, так и для его подданных.
О важности понимания ответственности говорит нам сегодняшнее чтение из первого послания апостола Павла к Коринфянам. Апостол решил направить воззвание основанной им Коринфской церкви после того, как узнал о начавшихся в ней нестроениях. Коринфяне, получив от Бога многочисленные дары, возгордились, стали спорить, выясняя, кто из них более духовный. Потому апостол с горечью пишет: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!»
Павел с сожалением констатирует инфантильность коринфян. Вместо того, чтобы направить полученные дары на проповедь Евангелия и дальнейшее укрепление Коринфской церкви местные христиане стали делиться на партии. Одни называли себя последователями Павла, другие — Петра, третьи — Аполлоса (известного в те времена проповедника христианства). Чтобы показать бессмысленность коринфских споров апостол Павел обращается к читателям не только от своего лица, но и от лица Аполлоса, с которым у Павла не было противоречий. А имелось общее понимание важности проповеди единого учения Христа.
Апостол также предупреждает коринфян, что они могут утратить полученную благодать. Не потому, что Бог мстителен, а потому что присутствие силы Господней невозможно в сердце, охваченном гордостью. Эта страсть похожа на упомянутый нами Дамоклов меч. Стоит только христианину начать считать духовные дарования своими, как этот меч сваливается на голову, отсекая человека от общения с Богом. Благодать уходит из тех мест, где власть приобретают пороки и страсти.
Вот почему важно с ответственностью относиться к каждому слову, каждому поступку, соотнося их с заповедью любви к Богу и людям. Давайте будем просить у Господа духовной мудрости, чтобы не уклоняться нам от царского пути Христова и не становиться жертвой губительных страстей, ждущих момента, когда мы дадим слабину, в порыве гордости возомнив себя теми, кем на самом деле не являемся.
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почившей батюшка Илий более десятка лет подвязался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Эремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот это тягостная ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема