Николая Васильевича Гоголя какими только прозвищами не награждали: товарищи по лицею звали его «таинственным карлой» - за скрытность характера и невысокий рост; приятельница, Александра Смирнова-Россет ласково называла «хохликом» - потому что родом Гоголь, как известно, из Малороссии; великий Пушкин дружески величал своего соратника по перу «веселым меланхоликом» - за то, что тот не терял чувства юмора, даже будучи в самом мрачном расположении духа… Известный писатель Юрий Нечипоренко тоже дал Гоголю прозвище: «Ярмарочный мальчик». Так называется его книга, в которой он попытался представить читателям свой взгляд на жизнь и творчество бессмертного классика.
Гоголь родился в Сорочинцах – селе, известном своей большой ярмаркой, которая ежегодно проходила там в конце лета. Рассказом «Сорочинская ярмарка» откроет Николай Васильевич свой знаменитый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Юрий Нечипоренко в своей биографии писателя уделяет этому факту немало внимания. Пеструю ярмарку, где песни и смех нередко переплетаются с грустью и даже трагедией, он сравнивает с душой великого писателя. Ведь в Гоголе вечно спорили не знающий пощады сатирик и добрый, полный искренней боли за ближнего, и любви к нему, человек.
Но самое главное - Юрию Нечипоренко в книге «Ярмарочный мальчик» удалось передать тонкие нюансы внутреннего мира писателя столь понятно и доступно, что читать книгу интересно даже ребенку. Кстати, именно к юной аудитории она, прежде всего, и обращена. Гоголя по умолчанию принято считать писателем, у которого «всё сложно». Множество биографий классика, интересных прежде всего тем, кто изучает Гоголя целенаправленно, далеко не всегда были «по зубам» рядовому читателю. Нечипоренко доказывает, что о Гоголе можно говорить легко и увлекательно.
Он рассказывает, что в церкви во время службы, Гоголь, видя, что у какого-нибудь бедного мужика-крестьянина нет денег на свечку, непременно покупал ему самую дорогую! И не разрешал передавать через людей, а сам под руку подводил ошеломленного, привыкшего топтаться у дверей, мужика, прямо к алтарю, невзирая на косые взгляды важных персон.
Автор одинаково интересно и доступно пишет как о смешных, порой даже анекдотических случаях в жизни Гоголя, так и о вещах, невероятно серьезных и глубоких. Просто, буквально в нескольких словах, рассказать о духовных поисках писателя, о христианском духе его творчества, наконец, проанализировать «Выбранные места из переписки с друзьями», может, пожалуй, только действительно талантливый биограф, глубоко чувствующий своего героя.
Книга Юрия Нечипоренко интригует, увлекает, а главное - помогает понять, почему в душе великого писателя до последнего дня жил озорной и ранимый «Ярмарочный мальчик».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов