
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 93 зач., VI, 18-23.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение апостол Павел начинает с разговора о рабстве и освобождении. Однако, как ни странно, само освобождение оказывается необходимым для того, чтобы стать рабами праведности. Конечно, грех — это что-то плохое, а праведность — хорошее, но что это значит на практике? Неужели нам просто предлагается сменить злого хозяина на доброго?
Современное отношение к рабству как крайней форме неравенства предельно негативное. В прежние времена люди знали, что в бытовом смысле многие рабы жили лучше свободных людей. И всё же человек, сотворённый по образу Божьему, призван к свободе и воспринимает рабство как то, что противоречит самой его природе. Более того, во всех странах мира на официальном уровне рабство вне закона. Впрочем, несмотря на любые запреты, оно продолжает существовать. И не только как рабство криминальное, в котором находятся миллионы людей... Существует рабство духовное, в котором находимся мы все, пусть и не хотим себе в этом признаться.
Итак, сказав о рабстве греху и праведности, апостол Павел уточняет две вещи. Во-первых, он употребляет слово «рабство», чтобы нам было понятнее. Во-вторых, он имеет в виду не простое рабство, но рабство плоти, под которой подразумевает не простая зависимость от тела, но сама падшесть нашей природы.
Почему же апостол использует слово «рабство»? Что такого оно выражает? Его суть в том, что человек не может поступить по-своему, он поступает так, как хочет хозяин.
Что же такое рабство греху? Можно решить, что речь идёт о каких-то закоренелых преступниках, о тех, кто сознательно и без всякой борьбы живёт по страстям, блудит, ворует, клевещет... Но, как и настоящее рабство, рабство духовное имеет разные формы, порой довольно тонкие, кажущиеся скорее баловством, чем преступлением. Помню, как однажды я говорил с женщиной, которая очень беспокоилась о своём будущем, и для того, чтобы успокоиться, ходила к гадалке... Она могла довериться Богу, предать свою жизнь в Его руки, искренне сказав Ему: «Да будет воля Твоя». Однако она выбрала иной путь. Мы много говорили с ней о доверии, но ответ её был один: мне надо знать, что меня ждёт, я не могу без этого жить. Это было самое настоящее рабство суеверию. И у каждого это рабство своё: рабство гневу, многословию, лени или тщеславию. Иногда оно так глубоко в нас сидит, что мы воспринимаем его как часть себя, своего характера. Иногда даже возникает ощущение, что христианство настраивает человека против вещей вполне естественных. Но так ли это на самом деле?
Говоря о рабстве греху, апостол употребляет как его синоним выражение «рабство беззаконию и нечистоте, которые ведут к смерти». То есть для него грех — это нарушение внутренних законов, искажение, загрязнённость. В свою очередь праведность для него — это здоровье, чистота, норма, ведущая к жизни. Спортсмен, технично выполняющий упражнение, как и певец, чисто пропевший свою партию, вряд ли согласятся, что они находятся в рабстве... То же самое происходит с человеком, когда он, встретившись со Христом, открывает для себя Его заповеди и понимает, что именно так и надо действовать, потому что в этом путь жизни.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема