Рим., 107 зач., XI, 25-36.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем известно, что мы с вами живём в очень неспокойное время. Мир вокруг нас меняется непрестанно и с постоянно увеличивающейся скоростью, у многих есть ощущение, что меняется он далеко не в лучшую сторону. А ещё есть ощущение, что Бога в этом всём нет и быть не может, ощущение, что мы своими действиями, своими грехами, своей неправдой и гордостью изгнали Бога из нашей жизни.
Если кто-то из нас начал утопать в таких размышлениях и переживаниях, то стоит обратить пристальное внимание на слова апостола Павла. Конечно, слова апостола в первую очередь относятся к взаимоотношениям Бога и избранного народа — народа Израиля. Израильтяне сделали всё для убийства Воплощённого Бога, более того, они продолжили отчаянно сопротивляться вести о Христовом Воскресении, они отказались принять посланного Богом-Отцом Спасителя. Этот отказ превратился в устойчивую жизненную позицию. Кажется, что здесь можно поставить точку и забыть об этих людях, собственно, многие так и полагают, да и сам апостол Павел пишет, что «в отношении к благовестию, они враги», правда, здесь же апостол делает крайне важную оговорку «враги ради вас». Далее Павел продолжает свою мысль, и получается, что всё происшедшее и происходящее с избранным народом — промысел Божий, получается, что за всем этим стоит Сам Бог, «ибо дары и призвание Божие непреложны». Но дары и призвание Божие, как и Его слово, непреложны не только в отношении израильтян, они непреложны в абсолютном смысле, то, что сказал Бог, сохраняется несмотря на все потрясения, несмотря на наши грехи, по этому поводу Сам Господь Иисус Христос сказал такие слова: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк. 13:31). Мы знаем суть всех Христовых слов, она состоит в возвещении любви Божией к миру, а это означает, что мир в целом и человек в частности никогда не будут забыты и оставлены Богом, хотя в какие-то моменты нам может казаться, что это совершенно не так.
Апостол Павел начинает свои размышления с печального состояния родного ему народа, но через какое-то время апостол приходит в духовный восторг и заканчивает свои мысли гимном Богу, этот гимн совершенно прекрасен, он подходит абсолютно к любой ситуации, в нём сосредоточены вера, надежда и любовь, и дай нам всем Бог всегда иметь в своей памяти этот гимн:
«Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?
Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:34–36).
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.