
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 107 зач., XI, 25-36.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем известно, что мы с вами живём в очень неспокойное время. Мир вокруг нас меняется непрестанно и с постоянно увеличивающейся скоростью, у многих есть ощущение, что меняется он далеко не в лучшую сторону. А ещё есть ощущение, что Бога в этом всём нет и быть не может, ощущение, что мы своими действиями, своими грехами, своей неправдой и гордостью изгнали Бога из нашей жизни.
Если кто-то из нас начал утопать в таких размышлениях и переживаниях, то стоит обратить пристальное внимание на слова апостола Павла. Конечно, слова апостола в первую очередь относятся к взаимоотношениям Бога и избранного народа — народа Израиля. Израильтяне сделали всё для убийства Воплощённого Бога, более того, они продолжили отчаянно сопротивляться вести о Христовом Воскресении, они отказались принять посланного Богом-Отцом Спасителя. Этот отказ превратился в устойчивую жизненную позицию. Кажется, что здесь можно поставить точку и забыть об этих людях, собственно, многие так и полагают, да и сам апостол Павел пишет, что «в отношении к благовестию, они враги», правда, здесь же апостол делает крайне важную оговорку «враги ради вас». Далее Павел продолжает свою мысль, и получается, что всё происшедшее и происходящее с избранным народом — промысел Божий, получается, что за всем этим стоит Сам Бог, «ибо дары и призвание Божие непреложны». Но дары и призвание Божие, как и Его слово, непреложны не только в отношении израильтян, они непреложны в абсолютном смысле, то, что сказал Бог, сохраняется несмотря на все потрясения, несмотря на наши грехи, по этому поводу Сам Господь Иисус Христос сказал такие слова: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк. 13:31). Мы знаем суть всех Христовых слов, она состоит в возвещении любви Божией к миру, а это означает, что мир в целом и человек в частности никогда не будут забыты и оставлены Богом, хотя в какие-то моменты нам может казаться, что это совершенно не так.
Апостол Павел начинает свои размышления с печального состояния родного ему народа, но через какое-то время апостол приходит в духовный восторг и заканчивает свои мысли гимном Богу, этот гимн совершенно прекрасен, он подходит абсолютно к любой ситуации, в нём сосредоточены вера, надежда и любовь, и дай нам всем Бог всегда иметь в своей памяти этот гимн:
«Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?
Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:34–36).
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема