В начале пятнадцатого века, во время княжения на Руси Димитрия Донского, боярин Иван Овинов пожелал построить новый храм в Николаевской обители. Монастырь находился на берегу Галичского озера в Костромском крае. Однажды Овинов осматривал место строительства и увидел двух юношей. Те поднесли боярину икону Успения Божией Матери и передали завещание родителей его жены - построить церковь во имя Богородицы и святителя Николая. Овинов простерся ниц и с благоговением принял икону. Он поставил ее на месте будущей церкви. Вскоре храм был воздвигнут. Его освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Почетное место в нем занял святой образ, а Николаевская обитель вскоре стала всем известна как Успенский монастырь. Через семь лет новый московский князь Василий Темный в междоусобной войне взял город Галич. Он перенес икону Успения в Москву и приставил к ней охрану. Но в ту же ночь образ невидимой силой был перенесен на свое прежнее место. Это чудо сделало икону предметом особенного почитания верующих.
«Христианские смыслы в сказках». Прот. Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Мы говорили о том, могут ли сказки передавать христианские смыслы, сохраняя при этом свою сказочность, нет ли в этом противоречия и почему именно сказки так любимы авторами и читателями.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Абрам Архипов. «Вечерняя молитва»
— Ваша гостиная, Андрей Борисович, — настоящая художественная галерея!
— Жаль только, Маргарита Константиновна, что изрядная доля её экспонатов — репродукции.
— Иногда увидеть качественную репродукцию — большая удача! Например, в тех случаях, когда подлинник находится в частной коллекции и не доступен для зрителей. Как вот эта картина Абрама Архипова — «Вечерняя молитва». Насколько я помню, полотно было написано в 1898 году, а после революции 1917-го оказалось за границей.
— Как, вы разве не знаете? Недавно работа Абрама Архипова вернулась на родину! Её приобрели для Калининградского музея «Русский центр искусства».
— Да что вы говорите! Значит, у меня появилась надежда увидеть «Вечернюю молитву» в подлиннике!
— Я тоже хотел бы постоять перед этим полотном, погрузиться в его атмосферу. Мысленно пройти по песчаной дорожке среди ветвистых деревьев к маленькому сельскому храму.
— Художник показал только нижнюю часть его фасада: крылечко с деревянными ступеньками, ряд белых колонн перед дощатой стеной с высокими окнами. Не видно ни куполов, ни крестов. А смотришь — и без сомнения узнаёшь церковь. Вот как?
— Полагаю, благодаря ненавязчивым подсказкам автора картины. Так, женщина в белом чепце стоит перед входом, молитвенно склонив голову. Вдоль дорожки видны покосившиеся от времени кресты. Это старое деревенское кладбище, а хоронили людей на Руси в церковной ограде.
— А ещё одна подсказка — это таинственное мерцание в глубине дверного проёма и в окнах здания. Свечи зажжены для молитвы, явно не для освещения. Ведь вечер только начинается.
— Верно, на улице ещё светло. Но солнце уже клонится к закату. Его косые лучи играют, оставляя яркие блики на траве, на деревьях, на песчаной дорожке. И кажется, что есть таинственная связь между огоньками в глубине храма и солнечными зайчиками в подступающих сумерках.
— Связь?..
— Да. Мы не видим, как совершается богослужение, но игра света делает единым пространство в церкви и за её пределами. Не правда ли, выразительный образ того, как молитва преображает жизнь?
— Чистая правда, друг мой! Солнечные всполохи на картине «Вечерняя молитва» — словно отблески Горнего мира.
— Подобным образом на иконах золотом обозначают причастность к Небесному Царству.
— Вы полагаете, Абрам Архипов усвоил этот прием из иконописи?
— Вполне вероятно. Ведь именно иконописцы помогли Абраму Ефимовичу стать художником. Он родился в крестьянской семье в деревне Егорово в Рязанской губернии. Ещё в детстве хорошо рисовал, и отец купил ему краски. Абрам показал свои рисунки московским мастерам, которые приехали расписывать деревенский храм.
— Если я правильно помню, они стали заниматься с мальчиком и даже подготовили его к поступлению в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— Да. Архипов получил образование, стал академиком живописи. Но через всю жизнь пронёс благодарность своим первым учителям-иконописцам. Художник усвоил от них не только азы мастерства. Но и понимание того, что творчество, да и вся наша жизнь — это Божий дар, который следует принимать с благодарностью.
— И в картине «Вечерняя молитва» отразилось отношение Абрама Архипова к жизни — благоговейное, трепетное...
Картину Абрама Архипова «Вечерняя молитва» можно увидеть в Калининградском музее «Русский центр искусства»
Все выпуски программы: Краски России
Выбор профессии и воля Божия. Сергей Комаров
Встретил недавно знакомого, с которым много лет назад учился в музыкальном училище. Артем был прекрасным пианистом, поражал нас незаурядными музыкальными способностями. Увидев его теперь, я с изумлением услышал, что подающий надежды пианист стал выдающимся специалистом... по автогонкам! И даже написал несколько книг на эту тему. На мой вопрос, играет ли он на рояле, он только махнул рукой.
Задумался я над такой темой: выбор профессии и воля Божия.
Мы плохо знаем себя. И порой не отдаем себе отчета, какие дары в нас заложены. Бывает, что эти наши склонности и таланты долго остаются необнаруженными для нас.
Где-то читал рассказ известного писателя архимандрита Рафаила Карелина о том, что он начал писать книги после пятидесяти лет. Если бы ему раньше кто-то сказал, что он станет писателем, он бы очень удивился...
Важно еще, что добрый Бог дает человеку не один талант, а много — на выбор. В тот или иной период жизни может реализовываться тот или иной талант. И это прекрасно!
Но! — ладно, если вместо пианиста кто-то стал специалистом по гонкам, или наоборот. А если человек занялся точно не своим делом, и стал плохим врачом или учителем — что тогда? Конечно, Бог и тут не оставит, и будет помогать. Однако такая ошибка может быть губительна для многих людей.
К сожалению, есть тысячи случаев, когда люди ошибаются и выбирают не «свое». Не то, что у них получается, и не то, к чему у них лежит душа.
Вот как-то легкомысленно человек к этому отнесся, занялся чем-то, лишь бы заняться. Или родители не помогли определиться. Был бы хорошим сапожником, а стал плохим музыкантом. Был бы замечательным военным, а стал слабеньким и незначительным актером...
Ошибившийся в выборе профессии человек в некотором смысле не выполнил волю Божию о себе. Не реализовал те дары, которые Бог ему определил. Смотришь на такого человека и думаешь: брат, ну точно это не твое...
Сегодня в нашей жизни с выбором профессии есть определенные проблемы. Молодому человеку трудно разобраться, кем быть. Потому что нет идеологии и общепринятых идеалов. Советское время можно ругать до бесконечности, но тогда нам хоть говорили, что, например, быть летчиком или врачом — это почетно. Теперь понятия почетных профессий нет. Есть высокооплачиваемые и низкооплачиваемые. С одной стороны, современный человек более свободен в своем выборе. Но, с другой стороны, тяжелее ему. Потому что услышать Бога и себя в том возрасте, когда делаешь выбор профессии, еще трудно. А идеалов нет.
Но — дорогу осилит идущий. Надо внимать себе, пробовать разные варианты и молиться Господу о помощи в выборе жизненного пути — чтобы понять самого себя, найти самого себя. Иначе есть опасность прожить не свою жизнь, всегда чувствуя какую-то неудовлетворенность в том, чем занимаешься.
И, насколько важно прислушиваться к себе, и спрашивать Бога — в чем мой талант, чего Господь от меня хочет? — Ответ обязательно придет.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение