
Рим., 102 зач., IX, 18-33.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из постоянных тем посланий апостола Павла — соотношение дел закона и веры. У апостола были весомые основания особым образом с поразительной регулярностью останавливаться на этом вопросе: его адресаты были из числа уверовавших во Христа иудеев, а иудеи много столетий искали спасения в делах закона, у них была идущая от Моисея религиозная традиция, и эта традиция ничего не говорила о вере, но очень много важного говорила о делах закона, то есть о соблюдении предписаний закона Моисея. Люди привыкли к тому, что тщательное исполнение религиозного регламента отменяет собой все иные вопросы религиозной сферы жизни человека, такой подход стал совершенно нормативным и единственным.
Но вот что любопытно: Христос Спаситель не давал Своим ученикам каких-либо обрядовых предписаний, молитву, которую мы знаем как «молитву Господню», Он дал лишь под натиском просьб со стороны учеников. И эта молитва — единственная. Христос ничего не говорил о посте, о христианском богослужении, о поклонах, о форме одежды, о языке и о церковных традициях. Всё это, с одной стороны, имеет важное и спасительное значение, с другой — без живой веры никакие обряды и традиции не смогут помочь человеку достигнуть Христова Царства. В этом смысле наши христианские традиции не лучше и не хуже традиций иудаизма. Эта мысль не какая-то новаторская и, как сегодня иногда говорят, модернистская. Нет. Эта мысль вытекает из всего Священного Писания Нового Завета, достаточно процитировать отрывок только что услышанного Послания апостола Павла к Римлянам: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона». Вроде бы мысль апостола нам понятна, но когда дело доходит до практики, то абсолютное большинство современных христиан предпочитают «прятаться» за понятные и привычные формы, совершенно не думая о том, что за ними стоит и какой в них заложен смысл. Это печально. Очень хочется надеяться, что у всех нас хватит мужества и дерзновения веры для того, чтобы каждую секунду нашей жизни быть открытыми вечно новому Слову Жизни — Господу нашему Иисусу Христу.
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О заступничестве Божьей Матери

Сегодня 20 октября. Церковь чтит Псково-Печерскую Икону Божией Матери «Умиление», явленную в 1524 году.
О заступничестве Божьей Матери — священник Захарий Савельев.
Псков являлся нашим неким форпостом западного края Руси. Именно поэтому сам образ Пресвятой Богородицы не раз был явлен милостью Божию во времена захватчиков с Запада.
Когда во времена нашествия Наполеона был осаждён Полоцк, псковичи боялись нашествия иноземцев и особенно усердно молились Божией Матери, спрашивая у неё заступничества. В 1581 году Стефан Баторий, пытавшийся осадить Псков, потерпел поражение, и православная традиция относится к молитвенному заступничеству Божией Матери, которое было явлено через эту чудотворную икону.
Так Господь устроил, что и этот чудотворный лик, находящийся в стенах Псково-Печерской обители, уцелел и в эпоху лихолетья XX века. Как мы с вами знаем, Псково-Печерский монастырь не закрывался во время Великой Отечественной войны и во время революции ни на один день.
И эта духовная преемственность позволила особенно сохраниться образу Божией Матери, который, как я уже сказал, находится в этом монастыре, и огромное количество паломников на протяжении уже нескольких веков притекают к образу Божией Матери, чтобы поклониться ей и спросить духовного заступничества.
Все выпуски программы Актуальная тема