Рим., 98 зач., VIII, 22-27.
Глава 8.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел поднимает две важные для жизни любого верующего человека, темы. Первая из них — тема надежды.
Все живые существа, по мысли апостола, находятся в очень печальном состоянии. Жизнь полна скорбей. А потому вся тварь, по его словам, стенает и мучается. Для кого-то эти мучения являются ярким свидетельством бессмысленности и алогичности бытия. Нельзя здесь не вспомнить тоску Евгения Базарова, которого угнетала мысль о том, что всякий из нас родился в этот мир, чтобы страдать, а после лечь в землю, из которой на его могиле вырастет лопух. Вот и весь итог. Однако совершенно иначе переживают этот тягостный опыт те, в ком живёт Дух Божий. По словам Павла, Он даёт нашему сердцу надежду. Христиане живут предвкушением усыновления Богу и ожиданием грядущей славы. И это не просто фанатичная и упрямая рассудочная уверенность. Это именно живой внутренний опыт, реальные внутренние переживания. В церковных таинствах благодаря действию Божественной благодати каждый из нас может отчасти вкусить это чудо усыновления и спасения, укрепиться в уверенности, что всё не так безнадежно, как порой кажется, что в итоге всё будет хорошо. Поэтому и говорит апостол: «Мы спасены в надежде». Жизнь — не могила, не склеп. Для того, кто открывает в себе источник Божественного света, — это путь к освобождению и обновлению, путь к славе, отблески которой он с душевным трепетом ощущает на себе уже здесь и сейчас.
Тесным образом тема надежды связана с темой молитвы. Порой нам кажется, что молитва — это такой инструмент, который помогает нам комфортнее устроиться в этой жизни. Это замечательный способ избавиться от разного рода неприятностей, тягот, болезней и невзгод. Но при этом мы не задумываемся, что в таком случае Бог становится для нас всего лишь средством достижения собственных целей. Ведь всё, что нас беспокоит, в таком случае — обеспечить себе уют и безопасность здесь и сейчас. Так мыслит человек, который всё ещё живет иллюзией, что эту жизнь можно исправить, следует только немного поднапрячься: продвинуться по карьерной лестнице, подзаработать побольше денег, обзавестись новыми связями, а для этого и необходимо заручиться поддержкой свыше. О таких апостол говорит: «мы не знаем, о чём молиться».
Человек, который живет надеждой и сердечным опытом приближающегося избавления, молится не только о том, чтобы освободиться от скорбей, которые нам непременно надлежит пройти, но в первую очередь о познании воли Бога. О том, чтобы стать тем инструментом в Его руках, через который Он, насколько это возможно, будет действовать в этом мире. Если у нас есть такое внутренне устроение, то наши повседневные нужды Господь возьмёт на Себя. Он даст нам всё необходимое. Наша задача думать в первую очередь о том, как исполнить Его Евангелие. Именно так можно понимать слова апостола о том, что «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
Очевидно, что апостол Павел предлагает нам очень высокий идеал. Нам трудно не проваливаться в повседневные заботы. Трудно не просить у Бога избавить нас от разного рода неприятностей и устроить наш быт. Однако даже в этой суете эти мысли Павла должны являться для всех, кто считает себя последователями Христа, ориентиром, с которым необходимо сверять свою жизнь, чтобы среди разного рода невзгод и потрясений в нас поселился опыт надежды на грядущее избавление, а вместе с ним и радость предвкушения Царства Небесного.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.