
Рим., 89 зач., V, 10-16.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Смотрите, как интересно поворачивает свою мысль апостол Павел: мы были врагами Богу — и примирились с Ним через жертву на Кресте Его Единородного Сына. А значит — внимание! — это только начало чего-то ещё более вдохновляющего! О чём же именно говорит апостол? Что значат его слова: «тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его?» Разве «примирение» с Богом не одно и то же, что и — «спасение»? Очевидно, для апостола — не одно и то же.
Есть замечательная, глубокая песня Александра Галича «Облака». В ней от первого лица человека с искорёженной репрессиями судьбой говорит — нет, не говорит, а тихо голосит — огромная, страшная, всё пожирающая боль. Казалось бы, человек уже на свободе — но он всё продолжает снова и снова проживать годы в лагерях. Телом он — здесь, но его душа — там. Он застрял в обиде и горечи судьбы — и его жизнь, словно скомканный лист бумаги, бесперспективна. Но в этой горечи есть и какая-то своя особенная, внешнему человеку, непонятная... сладость. И слушатель этой песни тоже её ощущает, тонкий поэт смог её уловить и передать метафорой облаков — которую каждый будет понимать по-своему.
Ни в коей мере не обесценивая значимость и глубину переживаний репрессированных, всё же хочется сказать: песня — гениальная, но она в том числе и о катастрофической нехватке веры. Ведь эти облака либо снова вернут тебя в Абакан, в тюрьму, — либо навсегда оттуда унесут. Выбор — только за тобой!
Мало выйти из тюрьмы на свободу — эту темницу надо ещё и вывести из себя самого. Мало перестать быть врагом Богу — надо ещё и научиться дружить с Ним, жить, думать, действовать, хотеть не как вчерашнему «осужденному», но как любимому и достойному Сыну Небесного Отца. А это — действительно потрясающая перспектива! И в один миг — невозможно переродиться: для этого требуется время, усилие, терпение и — самое главное — постоянная «сверка» себя с тем, что от тебя ожидает Отец. Вот почему так «необходимо» ежедневное чтение Евангелия, молитва, регулярное участие в богослужении и таинствах Церкви. Без этого — «внутреннюю тюрьму» из души не вывести!
В таком ключе становится понятным, что «спасение», о котором и говорит апостол, — это не только избавление от адских страданий, но прежде всего возрастание в совершенстве, духовном благородстве, способности быть достойным сыном Небесного Отца. И тот, кто смог ощутить этот вкус своей близости к Богу — уже не станет возвращаться мыслью в былую темницу, сколько бы лет он там ни провёл!
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер