Кто-то говорит о детях с ограниченными возможностями: «Мучаются, бедные», а ведь они невольно заставляют нас задуматься о важных вещах! О принятии других людей, о том, что все мы разные, но все мы равные: мы — люди! Просто у каждого — свои особенности. Эти размышления Евгении Бачериковой нашли отклик в моей душе — как и её дела, о которых хочу вам рассказать.
В городе Шарья Костромской области работает общественная организация «Дети-Ангелы», где помогают особенным детям и их родителям. Её основатель и председатель — Евгения Бачерикова, логопед, дефектолог, многодетная мама. Первенец Бачериковых, дочь София, родилась в 2002 году. Врачи обнаружили у неё ряд патологий, в том числе — головного мозга и двигательного аппарата, и мама занялась лечением малышки. «Первые годы жизни Сонечки были тяжёлыми — и материально, и морально, — вспоминает Евгения. — Я не имела возможности работать из-за её приступов эпилепсии. Кроме этого, тогда не было нашего сообщества, поэтому психологические проблемы приходилось переживать в одиночку».
Вскоре в семье родился средний сын Иван, а ещё через семь лет — младший, Коля. Когда Соня подросла, её дядя помог с покупкой автомобиля, и мама с дочкой начали выезжать в областной центр на работу. «Ко мне, как к логопеду, обращались родители малышей с проблемами в развитии, мы стали общаться, а в 2014 году основали организацию «Дети-Ангелы», — говорит Евгения. Через год энтузиасты выиграли президентский грант на строительство собственного здания, и вскоре на улице имени 50 лет Советской власти появился Центр поддержки семьи особого ребёнка под названием «Школа лечебной педагогики».
Сюда водят детей с разными диагнозами, без ограничений по возрасту и наличию инвалидности. Здесь же открыта группа для самых маленьких: от шести месяцев до полутора лет. Консультации дефектолога и психолога помогают выявить нарушения в развитии ребёнка и вовремя начать коррекционные мероприятия. «Самое главное в этой ситуации — правильно сориентировать родителей», — уверена Евгения Бачерикова.
У каждой возрастной группы — свои занятия: рисование, лепка, физкультура, ритмика. Те, кто постарше, участвуют в двухгодичной программе социально-бытовой адаптации: учатся готовить, ухаживать за собой и жилищем. А ещё в Центре работают мастерские: столярная, сувенирная, текстильная, полиграфическая и пряничная, где обучают молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Евгения рассказала, как плодотворно подростки трудились над новогодними заказами в декабре 2021-го: в столярной мастерской делали игрушки, в текстильной мастерской шили сумки с новогодней символикой, а в полиграфической мастерили подарочные коробки.
Все занятия в шарьинской «Школе лечебной педагогики» бесплатны — благодаря регулярной поддержке Фонда президентских грантов и помощи неравнодушных людей.
На странице Евгении Бачериковой в соцсети так много интересных историй из жизни детей-ангелов — всех не перескажешь! А открывает аккаунт её девиз: «Живу и радуюсь». Мне хочется лишь добавить: спасибо вам, Евгения Геннадьевна, за то, что вы есть!
«Радость в Православии». Евгений Сулес, Елена Жосул, священник Александр Насибулин
В этом выпуске писатель, актер Евгений Сулес, публицист Елена Жосул и настоятель храма Рождества Богородицы в селе Поярково священник Александр Насибулин делились своими мнениями о том, что такое радость для православного христианина, чему и как можно радоваться и как сохранять в своем сердце пасхальную радость.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.