
Апостол Павел
Рим., 79 зач., I, 7-12.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел приветствует христиан римской общины и сообщает им о своем намерении посетить столицу империи. Он упоминает и о мотиве предстоящего визита. Апостол желает преподать верующим духовное наставление, чтобы, как он говорит, «утешиться с вами верою общею, вашею и моею». Это весьма важные слова.
Как мы помним, апостол Павел был весьма незаурядной фигурой. Благодаря своим интеллектуальным и духовным дарованиям он нёс апостольское служение, проповедовал Евангелие, создавал новые общины. Поэтому среди верующих он обладал высоким авторитетом. В их глазах он был учителем с большой буквы, человеком, который знает Истину, а потому слова его имели огромный вес. Множество последователей Христа были готовы исполнить всё, что он скажет, не сомневаясь, что это будет полезным для их духовного взросления. Иными словами, люди нуждались в нём.
Однако сегодня мы слышим о том, как сам апостол видел свои отношения с теми, к кому обращался с духовным наставлением. Он говорит, что не только они получают от него поддержку и наставление, но и сам он, когда передаёт людям свой опыт жизни во Христе, свою веру, получает от этого огромную пользу. Благодаря такому служению, его душа ещё больше наполняется благодатью, которую он и называет утешением.
Этот важный духовный закон лежит в основании подлинно христианской жизни. Писание говорит нам, что человек создан по образу Божию. Речь идёт не только о том, что мы, в отличие от животного мира имеем дар слова, бессмертную душу и свободу выбора. Но в первую очередь о том, что мы можем устраивать свои отношения с ближними, как они устроены в Святой Троице. Отец, Сын и Святой Дух находятся в непрестанном общении любви. Они открыты друг другу настолько, что взаимопроникают друг друга. Поэтому и человек только тогда раскрывает в себе Образ Божий, когда ведёт с окружающими полноценный диалог. То есть, живёт с ними в общении любви, искренности и доверия. Именно поэтому Господь и творит первую женщину со словами «нехорошо человеку быть одному». Мы все должны иметь перед своим лицом другого, такого, как мы, чтобы наша человеческая природа полностью раскрыла свой духовный потенциал.
Поэтому какое бы служение в Церкви ни нёс человек, какую бы иерархическую должность он ни занимал, он нуждается в других, нуждается в искреннем, неформальном общении с ними как с равными, которых он видит перед собой, как Адам видел перед собой Еву. Без этой коммуникации, без этого диалога, мы рискуем закрыться в себе, словно в скорлупе, в футляре. Рискуем превратиться в сухих чиновников, обидчивых подчинённых, вечно недовольных капризных критиков, которых всё не устраивает, одним словом, в самовлюблённых эгоистов, зацикленных на самих себе и собственном самосовершенствовании. Так мы рискуем остаться одни, наедине со своими страхами, недостатками и мелкими обидками. Так душа и становится мёртвой несмотря на то, что вроде бы мы исполняем всё, что предписывает церковный устав. Ведь мы сами, изолируя себя от окружающих, перекрываем к ней доступ благодати, которая живёт среди нас. Ведь Сам Господь говорит в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
Поэтому будем стараться каждый в свою меру, в силу своих талантов и дарований, без остатка отдавать себя тем, кто рядом. Только жертвуя ради других своим временем, делом, словом, передавая им свой, пусть незначительный, но всё же духовный опыт, принимая этот опыт от них, мы раскрываем в себе образ Божий, становимся человеками с большой буквы и обретаем в итоге душевный мир и сердечную полноту.
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.