Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел предостерегает христиан, пришедших в Церковь из языческой веры, от прежнего образа жизни. Для многих существовал большой соблазн считать себя христианином и в то же время вести себя так, как до принятия Крещения. Для того, чтобы не быть голословным, апостол перечисляет те пороки, которые были распространены среди язычников. Беда в том, что эти страсти были не просто популярны в языческой среде, но в том, что большинство людей так привыкло с ними жить, что они считались абсолютно естественными и нормальными. Порой эти недостатки даже занимали место добродетелей и всячески поощрялись. Яркий пример — сфера половых отношений в древнем мире, область, в которой господствовала совершенная разнузданность. Это же касалось и межличностных отношений. Такие понятия, как честь и достоинство, не имели ничего общего с их христианским пониманием. Их содержанием были не преданность, верность и жертвенность, но в первую очередь гордыня и высокомерие, следствием чего были вероломство, коварство и жестокость. Увы, такова реальность безбожного существования. Нередко чёрное считается белым, а белое — чёрным. Там, где в жизни нет высокого смысла, который выходит за её пределы, где нет живого общения с Творцом, человек всегда стремится пустить корни и всячески закрепиться здесь, на земле. Скрыто или явно в нём живёт жажда взять от жизни всё, получить по максимуму. И если он этого не получает, то ощущает свою неполноценность, дискомфорт и внутренне страдает.
Апостол знает, что эта заземлённость сознания продолжает жить в человеке и тогда, когда он приходит в Церковь. Да, тот, кто принял Крещение, назвал уже зло злом, а добро добром. Но это всего лишь первый шаг. Всего лишь начало пути. Да, сознание изменилось. Но ведь привычки никуда не уходят. С ними необходимо работать. И апостол прекрасно понимает, что надеяться лишь на действие Божественной благодати не стоит. Господь спасает нас не без нас. Верующему необходимо приложить и собственные усилия, чтобы избавиться от тех греховных навыков, которые долгое время формировались в прошлой жизни. Поэтому жизнь в Церкви — это целенаправленный методичный труд по изживанию из себя ветхого человека. То место, где жил греховный навык, должно быть очищено и заполнено противоположной добродетелью. Там, где была похоть, должно быть целомудрие, где была ярость, должно быть милосердие, где было вероломство, должна быть преданность. И так далее.
Всё это напрямую касается всякого из нас. Ведь духовная жизнь человека чем-то напоминает эскалатор, который движется вниз. Мы можем ускорить этот темп, идти по ходу движения. То есть всячески потакать своим страстям, культивировать грех. Тогда внизу мы окажемся намного быстрее. Мы можем просто стоять и ничего не делать. Плыть по течению. То есть дать волю действовать нашей немощной природе, которая под влиянием окружающих обстоятельств потихоньку заставит нас стремиться всячески избежать страданий и тянуться к разного рода удовольствиям. Но итог, как и в первом случае, — нас всё равно затащит в подвал. А можем вместо этого собраться, приложить усилия и побежать вверх, против движения. Ухватиться за Того, Кто протягивает нам руку сверху. Ухватиться и подтянуться, приложив для этого максимум усилий. Чтобы этот эскалатор жизни не утащил нас вниз, в темноту, и мы вместо этого увидели свет и радость Небесного Царства.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.