
Жили в одной юрте два брата: Айхан и Эрчил. Хоть и вместе они жили, а дружбы между ними не было. Они и пропитание добывали по-разному: Айхан ловил рыбу, а Эрчил промышлял в тайге зайцев и белок.
Как-то Айхан пошел на реку ставить верши — приспособление для ловли рыбы, сплетённое из прутьев, и вернулся домой с пустыми руками. А Эрчил в тот день добыл двух зайцев. Пришел, сварил себе обед из зайчатины, одну тушку съел, другую на утро оставил. У голодного Айхана при виде мяса аж слюнки потекли.
— Братец Эрчил, поделился бы ты своей добычей, — говорит голодный рыболов, — завтра я наловлю рыбы и тоже с тобой поделюсь.
— Не могу, — ответил Эрчил. — Мне утром надо как следует поесть. Чтобы целый день по лесу ходить, надо много сил.
Так и пришлось Айхану ложиться спать голодным.
Добычливый охотник Эрчил отлично выспался, встал с утра пораньше, съел вторую тушку и отправился на охоту. А голодный Айхан поздно проснулся и побрёл осматривать свои верши. И что же? Попались ему два здоровенных налима.
Радостный вернулся Айхан домой, скорее стал рыбу варить.
А Эрчилу в тот день не было охотничьей удачи, возвратился он домой с пустыми руками. Заходит в юрту, а на очаге в котле вкусная уха из налимов варится.
— Братец Айхан, дал бы ты мне рыбки, — попросил голодный охотник.
— А ты мне вчера мяса дал? — отвечает ему Айхан. — То-то же. Если бы ты вчера со мной поделился, тогда и я бы с тобой налимов поделил.
Пожалел Эрчил, что пожадничал вчера, да дело сделано. Пришлось ему ложиться спать на голодный желудок.
Проснулись утром братья, и каждый своей дорогой пошёл: один на реку, другой в лес.
В то утро рыбаку Айхану опять повезло, вынул он из вершей сразу пять налимов. И так обрадовался, что начал вприпрыжку скакать возле проруби. Прыгал, прыгал, да и угодил в прорубь.
— Помогите! — кричит. — На помощь!
В тот день Эрчил как раз на берегу реки промышлял. Ему тоже повезло: двух крупных зайцев добыл, а белка уселась на сухом суку лиственницы и стала его дразнить. Выстрелил в неё охотник, а сук взял, да и обломился, Эрчила сверху придавил.
— Братец, помоги мне выбраться! — стал кричать охотник. — На помощь!
Слышат рыбак и охотник друг друга, руки тянут, все прежние обиды забыли, только одна мысль — скорее бы помощь подоспела.
Хороший для них обоих тогда выдался день. Айхану, хоть и с большим трудом, удалось из проруби выбраться и Эрчила освободить.
Правда, мешок с налимами в проруби утонул, но это не беда: в тот вечер брат с Айханом от души мясом поделился. Да и впредь всегда так было.
Поняли братья, что плохо без взаимовыручки жить, а всякая помощь хороша вовремя.
(по мотивам якутской народной сказки)
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема