
Жили в одной юрте два брата: Айхан и Эрчил. Хоть и вместе они жили, а дружбы между ними не было. Они и пропитание добывали по-разному: Айхан ловил рыбу, а Эрчил промышлял в тайге зайцев и белок.
Как-то Айхан пошел на реку ставить верши — приспособление для ловли рыбы, сплетённое из прутьев, и вернулся домой с пустыми руками. А Эрчил в тот день добыл двух зайцев. Пришел, сварил себе обед из зайчатины, одну тушку съел, другую на утро оставил. У голодного Айхана при виде мяса аж слюнки потекли.
— Братец Эрчил, поделился бы ты своей добычей, — говорит голодный рыболов, — завтра я наловлю рыбы и тоже с тобой поделюсь.
— Не могу, — ответил Эрчил. — Мне утром надо как следует поесть. Чтобы целый день по лесу ходить, надо много сил.
Так и пришлось Айхану ложиться спать голодным.
Добычливый охотник Эрчил отлично выспался, встал с утра пораньше, съел вторую тушку и отправился на охоту. А голодный Айхан поздно проснулся и побрёл осматривать свои верши. И что же? Попались ему два здоровенных налима.
Радостный вернулся Айхан домой, скорее стал рыбу варить.
А Эрчилу в тот день не было охотничьей удачи, возвратился он домой с пустыми руками. Заходит в юрту, а на очаге в котле вкусная уха из налимов варится.
— Братец Айхан, дал бы ты мне рыбки, — попросил голодный охотник.
— А ты мне вчера мяса дал? — отвечает ему Айхан. — То-то же. Если бы ты вчера со мной поделился, тогда и я бы с тобой налимов поделил.
Пожалел Эрчил, что пожадничал вчера, да дело сделано. Пришлось ему ложиться спать на голодный желудок.
Проснулись утром братья, и каждый своей дорогой пошёл: один на реку, другой в лес.
В то утро рыбаку Айхану опять повезло, вынул он из вершей сразу пять налимов. И так обрадовался, что начал вприпрыжку скакать возле проруби. Прыгал, прыгал, да и угодил в прорубь.
— Помогите! — кричит. — На помощь!
В тот день Эрчил как раз на берегу реки промышлял. Ему тоже повезло: двух крупных зайцев добыл, а белка уселась на сухом суку лиственницы и стала его дразнить. Выстрелил в неё охотник, а сук взял, да и обломился, Эрчила сверху придавил.
— Братец, помоги мне выбраться! — стал кричать охотник. — На помощь!
Слышат рыбак и охотник друг друга, руки тянут, все прежние обиды забыли, только одна мысль — скорее бы помощь подоспела.
Хороший для них обоих тогда выдался день. Айхану, хоть и с большим трудом, удалось из проруби выбраться и Эрчила освободить.
Правда, мешок с налимами в проруби утонул, но это не беда: в тот вечер брат с Айханом от души мясом поделился. Да и впредь всегда так было.
Поняли братья, что плохо без взаимовыручки жить, а всякая помощь хороша вовремя.
(по мотивам якутской народной сказки)
15 июля. О промысле Божьем в истории

12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о промысле Божьем в истории.
Бог сильнее всяких человеческих сил. Но нет ни одной человеческой силы — ни политической, ни научной, ни административной, никакой, — которая могла бы противостоять воле Божией.
Господь, конечно, попускает нам, грешным и недостойным, жить по своей воле, и нередко эта жизнь приводит к тяжелейшим последствиям. И многие из своего личного опыта знают, как это бывает тяжко.
Ну, а мы можем вот в этих стенах сказать, каким страшным был опыт жизни всего нашего народа в стране, которая провозгласила себя первым атеистическим государством в мире. Ничего не получилось, и все силы были брошены.
И снова возвращаемся к этому вопросу. А как же так? Неужели эти старушки, которые там верующими оставались, перевернули силу сверхдержавы? Откуда это всё произошло? Почему в одночасье рухнул атеистический режим? Почему мы снова в этом историческом кафедральном соборе совершаем богослужение, ничего не боясь и даже уже не вспоминая о тех временах?
Если кто-то скажет: «Стечение обстоятельств, появление каких-то политических лидеров», — ну, конечно, и одно и другое присутствовало. Но такой тектонический разлом всей жизни сверхдержавы, ядерной сверхдержавы, не мог произойти просто так, потому что кто-то так решил сделать.
И поэтому для нас перемена, которая произошла в жизни страны, которая так ярко выражается в православии первого лица нашего государства: Владимир Владимирович никогда не стыдится ни в храм прийти, ни причаститься Святых Христовых Тайн. И как важно это в том числе и для всего народа как добрый пример доброго христианина — вот до таких времен дожили!
Но, а все остальное, восстановление, строительство тысяч и тысяч монастырей и храмов, мест богослужения — в истории человечества такого не было, как произошло в нашей стране. Вот никто не может сказать: «А это у нас было». Нет, не было. А в России это произошло.
И опять-таки не потому, что мы такие, а потому, что Господь, видимо, через страдания нашего народа, через муки, которые люди претерпевали, в том числе и защищая православие, обратил гнев Свой на милость, и сегодня во всех отношениях Россия стала удивительным государством.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. О дарованиях без недостатка

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарованиях без недостатка — протоиерей Максим Первозванский.
Господь удивительно утешает нас, когда мы говорим, что мы живём в какие-то плохие времена, что нам чего-то не хватает для спасения. Вот были другие времена, и тогда все было гораздо лучше.
Вот апостол нам на все времена указывает, что мы, находясь в Христовой Церкви, не имеем ни в чем недостатка для того, чтобы обрести спасение, и поэтому это очень утешающие слова Господа, вселяющие в нас надежду и уверенность в том, что мы можем это спасение обрести.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июля. Об истории Феодотьевской Иконы Богородицы

Сегодня 15 июля. Церковь чтит Феодотьевскую Икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Михаил Самохин.
Феодотьевская икона Божией Матери — это святыня Рязанской земли. Явилась в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, именуемом Старое, близ села Феодотьево. Поскольку от иконы стали совершаться многочисленные исцеления, то по повелению рязанского князя она была перенесена в город Рязань и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы.
В 1611 году по распоряжению архиепископа рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево. Летописи зафиксировали чудесное исцеление силой Божией Матери от моровой язвы в 1771 году. Феодотьевскую икону носили по городу и окрестным селениям, и если её приносили в какой-нибудь дом, в который болезнь ещё не была занесена, то язва совершенно там не появлялась. А во все дальнейшее время, если же дом был уже заражён, то болезнь немедленно прекращалась.
Жители Рязани издревле чтят Феодотьевскую икону, и перед ней бывает множество молящихся. Её очень часто брали в дома и служили молебны перед началом какого-нибудь семейного дела, например, женитьбы. Празднование этой иконе установлено в 1618 году в память избавления Рязани от нашествия отрядов казаков.
После закрытия Успенского собора в 30-х годах XX века следы первообраза затерялись. Возможно, икона находится в музейных запасниках. Но до наших дней дошли её списки, также прославленные чудесами. Один из них находится в селе Федотьево Спасского района Рязанской области, другой — в Рязанском кафедральном Борисоглебском соборе.
Все выпуски программы Актуальная тема