Деян., 50 зач., XXVII, 1-44.
Глава 27.
1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
К сожалению, в первом веке по Рождестве Христовом сам процесс написания текста стоил очень дорого, ведь в то время бумага ещё не стала общеупотребительной, а книгопечатание ещё не было изобретено, и до появления интернета оставалось чуть менее двух тысяч лет. Поэтому у нас нет ни малейшей возможности узнать о личных впечатлениях спутников апостола Павла обо всём случившемся во время плавания и об их спасении. Не знаем мы так же и о том, стал ли кто-то из этих людей христианином.
У нас есть только одно личное свидетельство — апостола и евангелиста Луки, который был спутником апостола Павла и который потрудился описать эту историю от первого лица. Из рассказа апостола Луки ясно: те рекомендации, которые давал апостол Павел во время столь неудачного плавания, были очень странными с точки зрения профессиональных мореплавателей. Но нечто подобное мы уже видели на страницах Нового Завета: столь же странными были рекомендации Господа Иисуса Христа, которые он давал относительно рыбной ловли профессиональному рыбаку апостолу Петру. Наиболее полно эта история описана всё тем же евангелистом Лукой в 5-й главе его Евангелия. Очевидно, что апостол Лука проводит параллель между двумя этими историями: как Спаситель, не будучи рыбаком, давал советы рыбакам, так и апостол Павел своими практическими рекомендациями спасает от гибели почти три сотни человек. Из этой параллели становится ясно, что апостол Лука, который провёл с апостолом Павлом очень много времени и видел его в самых разных ситуациях, не приписывал спасение во время плавания собственно Павлу, он видел в этом продолжение Христовой миссии в мире, а Павел был всего лишь одушевлённым инструментом благого действия Божия. Из этой мысли очевидным образом вытекает и следующая: если апостол Павел мог быть таким инструментом, значит, им может быть и любой другой человек, тот, кто твёрдо решит последовать евангельскому голосу Христа Спасителя и найдёт в себе силы исполнять свою решимость на деле.
«Волонтерство в Донецке». Сабина Данилова, Елена Смоляк
У нас в гостях были представители Патриаршей гуманитарной миссии в Донецке Сабина Данилова и Елена Смоляк.
Наши гостьи рассказали о том, как впервые решились поехать волонтерами в зону боевых действий, с какими задачами приходилось там сталкиваться и почему, несмотря на сложности и опасности, они не раз возвращались в Донецк и продолжают туда приезжать.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Сьюзен Кулидж «Что делала Кейти» — «Прожить день красиво»

Фото: Piqsels
Темой книг для детей (и, конечно, взрослых) часто становится преодоление сложностей. На долю главной героини повести «Что Кейти делала», написанной Сьюзен Кулидж в 1872 году, выпало особенно тяжёлое испытание — в результате травмы девочка на несколько лет потеряла способность ходить.
Узнав о своём диагнозе, Кейти впадает в депрессию. Выводит её из этого состояния тётя Хелен, которая сама много лет живёт с тяжёлой болезнью. Хелен говорит много мудрых вещей, но одна её фраза особенно глубоко врезается в память девочки.
— Кейти, — сказала тётя, — попробуй каждое утро говорить себе: а что, если сегодня последний день моей болезни? Как хорошо было бы прожить его красиво!
«Но что означает — прожить красиво?»— недоумевает Кейти.
Тётя отвечает: если он останется в памяти всех, кто тебя окружает, как день, полный света и тепла, если ты не омрачишь его нечутким словом, недобрым взглядом, самолюбивым поступком, то к вечеру ты оглянешься и скажешь: это был красивый день.
Кейти обещает попробовать. Больше всего в уроке тёти Хелен ей нравится мысль, что красиво прожить ей нужно всего один день. Только один. Это, подумала Кейти, право же, несложно. Иными словами, тётя учит девочку жить настоящим, учит её искусству малых шагов. Может, стоит и нам попробовать проживать каждый день красиво, так, как если бы он был единственным?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия







