
Апостолы
Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Христос воскресе!
Однажды известного священнослужителя Православной Церкви в Америке протопресвитера Иоанна Мейендорфа попросили дать определение такому явлению, как секта. Отец Иоанн ответил следующее: «Секта — это сообщество людей, которые уверены в том, что спасутся они и только они. Остальные же люди гарантированно погибнут. От такого положения дел члены секты получают огромное удовольствие». Для чего здесь приведена эта цитата? По одной простой причине. Ведь сегодняшнее чтение призывает нас поговорить о религиозности здоровой и ложной.
Мы слышали с вами о том, как неожиданно к проповеди истинного Бога подключился некто Аполлос, которого апостол Лука характеризует как «мужа красноречивого и сведущего в Писаниях». Аполлос был последователем пророка Иоанна Крестителя и не присоединился сначала к числу учеников Христовых. Проповедовал Аполлос в Эфесе — здесь он приобрёл многих учеников, которые (так же, как и он) искренне верили в Бога, желали узнать истину.
Какой оказалась реакция христиан Эфеса на деятельность Аполлоса? Кто-то предположит, что негативной. Совсем нет. Даже наоборот. Местные христиане, узнав сперва, во что верит проповедник, поняли, насколько он, на самом деле, близок к евангельскому учению. Потому Аполлосу поспешили рассказать о Христе и Его проповеди. Результат проявил себя сразу. Ревностный проповедник поверил в Спасителя и стал христианином. К Церкви присоединились и его последователи. В скором времени Аполлос вошёл в число так называемых «апостолов от семидесяти», проповедовавших Евангелие наравне с Петром, Павлом, Иоанном Богословом и другими ближайшими учениками Христа.
Почему прозвучавшее чтение звучит в храмах в день Отдания Пасхи — то есть в последний день сорокадневного пасхального торжества? Тем самым Церковь призывает нас вдохновится атмосферой раннехристианской эпохи — времени, когда проповедь Евангелия охватывала собой всё новых и новых людей. Древние христиане были настолько уверены в силе Откровения Божия, что не опасались того, что привычная для них культурная или национальная среда будут потревожены. Наоборот, апостолы всякий раз удивлялись тому, как учение Христа самым неожиданным образом находит сторонников из самых разных народностей. И насколько гармонично Евангелие сочетается с самыми разными культурами.
Пример воцерковления святого Аполлоса имеет важное педагогическое значение. Ведь как могли поступить христиане Эфеса, узнав о деятельности этого человека? Вполне ожидаемой могла быть такая реакция — запретить проповедовать, обличить в неправомыслии, объявить еретиком. Но вместо всего перечисленного с Аполлосом вступают в диалог, говорят ему о величии и правоте Евангелия. И каков результат? Церковь приобретает нового самобытного апостола, имеющего ещё и огромное желание проповедовать именно иудеям. Как пишет апостол Лука — «он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос».
Знаменитый поэт Иосиф Бродский любил повторять, что современному человеку хронически не хватает уважения к другому. Но на примере христианства мы видим совершенно иное. Здоровая религиозность стремится не презирать и отгораживаться, а вести диалог, искать новые пути для проповеди. И подобное стремление неизменно приносит благие плоды. Не в плане установления пресловутой толерантности, а в отношении того, что находятся новые пути и новые люди для дальнейшего распространения Евангелия в мире. Как это и было в древней Церкви.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема