 
					
Деян., 36 зач., XV, 5-34.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю апостольского собора, первого собора в истории Церкви. Апостолы собрались, чтобы ответить на вопрос, который, несмотря на знание заповедей и близость ко Христу, был для них новым и требовал совместного решения.
После гонений в Иерусалиме, некоторые ученики пришли в Антиохию, где стали проповедовать не только иудеям, но и язычникам. Плоды этой проповеди были удивительными, потому что к вере обратилось большое количество людей. После этого Павел и Варнава по велению Духа Святого отправились в миссионерское путешествие и в течение трёх лет проповедовали на Кипре и в некоторых городах Малой Азии. Здесь они также обращались не только к иудеям, но и язычникам. И если для первых суть проповеди заключалась в том, чтобы принять Иисуса из Назарета в качестве Мессии, то для вторых необходимо было согласиться с верой и нравственностью Ветхого Завета. Иудеям всё это было привычно, и они даже не понимали, как может быть иначе, но для язычников многие вещи были очень трудными. Причём речь шла не столько о вере, так как единобожие и вера во Христа Спасителя, умершего и воскресшего, не требовала каких-то особенных подвигов. Проблемы возникали тогда, когда речь заходила о нравственной жизни, ведь блуд, суеверие и многие другие грехи были вполне привычной частью общественной жизни. Кроме того, не стоит забывать, что ветхозаветный закон предписывал выполнение большого числа сугубо ритуальных правил, которые вообще были сложно объяснимы людям совершенно иной культуры.
И вот у Павла и Варнавы, которые проповедовали язычникам, возник вопрос: могут ли они, обращаясь к не иудеям, говорить им о правильной вере, призывать их к нравственной жизни по заповедям, но не обязывать их соблюдать ритуальную часть закона? Тем более, что речь идёт о спасении во Христе, а не просто о вхождении в тот самый завет, который был заключён ещё во времена Моисея.
Учитывая, что весь закон был основой жизни для иудеев, никто не мог ответить на такой вопрос самостоятельно. И дело, естественно, не в том, что каждый из апостолов не имел своего мнения. А в том, что решение должно было быть принято при согласии всех, и в первую очередь непосредственных, ближайших учеников Христа. Из сегодняшнего отрывка можно понять, что спор был очень серьёзным, и многие из тех, кто привык исполнять закон, не собирались позволять другим брать на себя лишь часть обязательств. Однако соборное решение апостолов было иным. Выслушав Варнаву и Павла, сводный брат Христа Иаков, как глава Иерусалимской общины, выражая общее мнение, решает дело в духе любви и снисхождения. Для бывших язычников остаются актуальными запреты на идолопоклонство, блуд, вкушение крови и удавленины, а все остальные заповеди объединены в одну: не делать другим того, чего не желают сами себе.
Обычно, когда говорят о значении этого решения, подчёркивают то снисхождение и любовь, которые двигали апостолами. Ведь они были готовы пожертвовать законом, который Моисей получил от Бога, пожертвовать ради того, чтобы как можно больше людей спаслось. Однако есть в этом решении ещё одна важная деталь. Речь идет об удивительном доверии к будущим братьям и сёстрам. Ведь каждый из них должен был научиться обращаться к своему сердцу, чтобы понять, как именно нужно поступить, как принять ответственное и осмысленное решение. После этого в истории Церкви было сформулировано немало правил, потому что бывшие язычники порой не справлялись и не могли соответствовать апостольским ожиданиям. И всё же решение апостолов говорит о том, что никакими даже самыми подробными и универсальными списками заповедей невозможно заменить жизнь по совести, особенно в том случае, если она просвещена светом Христовым.
31 октября. О хождении во Христе

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».
О хождении во Христе — священник Николай Дубинин.
В послании к колоссянам апостол Павел призывает: «Как вы приняли Христа, так и ходите в Нём». Что это значит? Это означает, что те заветы, которые мы принимаем во время крещения, те обеты и обещания Богу чистой совести и праведной жизни, мы должны исполнять неукоснительно.
Ведь стоит признаться, что по прошествии многих лет воцерковленной жизни мы иногда расслабляемся, и духовная жизнь ослабевает, кто-то начинает нарушать обеты, данные при крещении. И вот апостол Павел здесь нам подсказывает, что как вы приняли, как вы чувствовали ту благодать, ту радость и какая решимость, главное, была у вас начать христианскую жизнь, в этом и оставайтесь.
Не позволяйте себе лениться или впадать в малодушие или в маловерие. Очень ценный совет для всех нас, особенно для воцерковленных людей, чтобы мы всегда были в некоем духовном бодрствовании.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О почитании Апостола и евангелиста Луки

Сегодня 31 октября. День памяти Апостола и евангелиста Луки.
О его почитании — протоиерей Максим Горожанкин.
Святой апостол и евангелист Лука — это очень интересная личность, это и врач, это и иконописец, это и церковный историк. Когда мы прикасаемся к письменному наследию апостола Луки, мы берём в руки его Евангелие и продолжение этого Евангелия — книгу Деяний святых апостолов.
И промыслительно то, что книга Деяний не заканчивается. У этой книги как бы нет окончания, как обычно бывает окончание у всех других книг Священного Писания Нового Завета, и многие из них заканчиваются словом «Аминь». А вот книга Деяний святых апостолов, она не заканчивается. И это говорит нам о том, что мы, современные христиане, продолжаем дело святых апостолов. И святого апостола Луки в том числе.
Каждый из нас, верующих людей, по-своему пишет историю Христианской Церкви своей жизнью, своими добродетелями или прегрешениями. И дай Господь, чтобы добродетелей в нашей жизни было больше молитвенным представительством святого апостола и евангелиста Луки.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О спасении души в условиях городской жизни
 
                                    
Сегодня 31 октября. Всемирный день городов.
О спасении души в условиях городской жизни — священник Николай Конюхов.
Люди религиозные первоначально сторонились от городов, то есть, если вспомнить времена Каина и Авеля, то мы вспомним, что именно каиниты стали основывать первые города, а сифиты (это сыны Божии, потомки как раз того, кто остался верен истинному Богу), то они как-то сторонились, старались жить на вольных пространствах. Тем не менее, со временем и в городах появилось вот это богопочитание, и стали строиться церкви.
И вот в наше время мы в большинстве случаев живём как раз именно в полисах, причем достаточно больших. И единственное, что тут важно, — не потерять в суете городской жизни, где всё вроде бы завязано на то, чтобы сэкономить наше время, но времени никогда не хватает, потому что нужно туда съездить, это оплатить, посетить мероприятия и так далее. И люди жалуются, что в суете городской жизни у них не хватает времени на Бога.
И когда я, кстати, приезжаю куда-нибудь в маленькие города или в деревню, особенно, там время совершенно по-другому течёт. И люди и разговаривают медленнее, и богослужение... Я вот приехал недавно к своему сельскому батюшке знакомому. Служба идёт медленнее, читают спокойнее, поют тоже спокойнее, потому что как-то вот люди не спешат.
И мы можем вроде всё успеть, все дела, какие запланировали выполнить, но потерять самое главное. Вот этот мирный дух, который имеет человек, примирённый с Богом, с ближними и с собой.
И поэтому, чтобы самому не потеряться в этом городе, огромном и шумящем, не потерять самого себя, нужно всегда не забывать уделить время своему Создателю.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



