— Мама, ну где же картина Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре»?
— Сейчас найдём. Вот, смотри, у меня буклет есть — схема Ярославского художественного музея с указанием экспонатов.
— Если не возражаете, я вам помогу. Я только что любовался картиной Николая Дубовского, это совсем рядом — сюда, пожалуйста.
— О, спасибо большое, вы очень любезны!
— Но позвольте полюбопытствовать, почему вас заинтересовало именно это полотно?
— Сейчас объясню. Мне подружки на день рождения подарили набор для творчества «Картина по номерам». В него входит холст, расчерченный на участки под номерами и краски с теми же цифрами на коробочках. Нужно закрашивать каждый кусочек холста цветом, который соответствует номеру — и получится копия картины «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре».
— А я считаю, что нельзя механически собирать картину по кусочкам, как мозаику! Если рисуешь копию, важно увидеть подлинник мастера, попытаться понять его замысел. Потому я и предложила дочке пойти в музей, взглянуть на работу Николая Дубовского.
— А вот и картина, созданная художником в далёком 1910 году! Пожалуйста, любуйтесь.
— Да, тут есть чем полюбоваться! Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры великолепен, и художник с любовью запечатлел один из его уголков. Белокаменный храм, занимающий центральную часть полотна, восхищает строгими формами и невероятным размером. Своими куполами он, кажется, дотянулся до неба. А рядом с величавым исполином расположилась маленькая резная часовенка.
— Да, Успенский собор — самое большое здание Троице-Сергиевой лавры. Но торжественное величие этого храма ничуть не умаляет достоинств других построек монастыря. И надкладезная часовня на его строгом фоне выглядит особенно празднично и нарядно. Она тоже освящена в честь праздника Успения Божией Матери.
— А что такое «надкладезная»?
— Надкладезная — значит, расположенная над колодцем. Часовню построили в конце семнадцатого века у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды.
— А что за беседка изображена рядом с часовней?
— Эта изящная конструкция называется сень над крестом. Её установили в 1872 году. Под круглым куполом находится большая чугунная чаша с крестом посредине. В ёмкость поступает целебная вода из Успенского колодезя.
— А вот тут, слева, на картине ещё памятник какой-то виден. Не знаете, кому он посвящён?
— Знаю. Этот обелиск был установлен в 1792 году в честь четырёхсотлетия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. На высоком постаменте с четырёх сторон укреплены овальные медные доски с перечислением заслуг монастыря перед Родиной. Там написано, что в несчастливые для России времена татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей лавра содействовала сохранению Отечества.
— Троице-Сергиева лавра и в мирные годы всегда была духовной опорой для людей. Там особая атмосфера, особый дух.
— И Николай Дубовской подчеркнул этот бесспорный факт в своей картине «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре». Присмотритесь — снег на картине отливает розовым. В нём как будто отражается Успенская надкладезная часовня. Художник оттенил сам воздух лавры в цвет стен, которые хранят источник святой воды. И тем самым образно показал, что на всём пространстве монастыря лежит печать святости.
Картину Николая Дубовского «Зимний день в Троице-Сергиевой лавре» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Предначинательный псалом

Сидела я однажды на скалистом берегу Чёрного моря на полуострове Тарханкут, в западной части Крыма. Солнце медленно опускалось к горизонту, подсвечивая море. Прозрачная морская вода переливалась оттенками голубого, синего и изумрудно-зелёного цвета. Я смотрела на эту красоту и чувство восхищения не покидало меня. Как же совершенно сотворённое Богом.
Чувство радости и благодати от созерцания Божьего мира замечательно выразил царь Давид в одном из своих псалмов. Речь идёт о 103-м псалме, в котором древний пророк благодарит Господа за сотворённый мир и за то, как премудро, как дивно он устроен. Строчки из этого псалма легли в основу молитвы, с которой начинается каждое вечернее богослужение. Давайте поразмышляем над текстом молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В богослужебном уставе это песнопение называется «Предначинательный псалом». И то, что именно с него начинается служба, а точнее весь богослужебный суточный круг, — очень символично. Ведь текст псалма отсылает нас к сотворению нашего мира — то есть к началу его существования — и восхваляет Творца, Его премудрость и величие.
«Благословляй, душа моя, Господа! — так начинается песнопение в переводе на русский язык. — Благословен Ты, Господи. Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма. Благословен Ты, Господи». Вот как первая часть песнопения звучит на церковнославянском языке: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Благослове́н еси́ Го́споди. Го́споди, Бо́же мо́й, возвели́чился еси́ зело́. Благослове́н еси́ Го́споди».
Давайте послушаем первый фрагмент предначинательного псалма.
Второй фрагмент песнопения почти не требует перевода на русский язык. Вот как он звучит по-церковнославянски: «На гора́х ста́нут (то есть встанут) во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди. Посреде́ гор про́йдут во́ды. Ди́вна дела́ Твоя́, Го́споди».
Давайте послушаем вторую часть песнопения.
Третья часть песнопения тоже вполне понятна на церковнославянском языке. Вот её текст: «Вся (то есть „всё“) прему́дростию сотвори́л еси́ (то есть „Ты сотворил“). Сла́ва Ти, Го́споди, сотвори́вшему вся́».
Послушаем третью часть предначинательного псалма.
В будничные дни предначинательный псалом читается. А священник в это время молится перед закрытыми Царскими вратами — дверьми в центре иконостаса, ведущими в алтарь. Этот момент богослужения напоминает об Адаме, стоявшем некогда перед воротами рая, из которого он был изгнан Господом за непослушание.
В праздничные службы псалом торжественно исполняется церковным хором, а священник в это время обходит храм и кадит благовонным дымом иконы и всех прихожан — в напоминание человеку о том, что он создан по образу и подобию Божьему и призван к святости. А ещё кадильный дым отсылает нас к образу благодатного Святого Духа, оживотворяющего сотворённый мир и всё сущее в нём.
Благодать Святого Духа коснулась и моего сердца тем далёким днём на скалистом берегу Чёрного моря. Я поняла тогда, что красота сотворённого мира — во всём, что нас ежедневно окружает. В снежинке, упавшей на ладонь, в плывущих по небу облаках, в наших домашних питомцах — прекрасных пушистых созданиях, и, конечно, в нас самих, ведь каждый из нас — творение Господа. Наверное, это и есть счастье — радоваться Божьему миру и ощущать себя его частью. Слава Тебе, Господи, сотворившему всё.
Давайте послушаем Предначинательный псалом полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
«Трезвый образ жизни». Валерий Доронкин, прот. Илья Шугаев
У нас в гостях были настоятель храма Архангела Михаила города Талдома, председатель приходского общества трезвости и епархиального отдела утверждения трезвости Сергиево-Посадской епархии протоиерей Илья Шугаев и руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин.
Разговор шел о том, чем опасны алкогольная и другие виды зависимостей, о чем стоит помнить родителям, чтобы уберечь детей от них, а также что может помочь побороть зависимость и вести трезвый образ жизни.
Все выпуски программы Делатели
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема