
Михаил Нестеров. Всадники (Легенда). 1932. Холст, масло. 81,2 x 60. Церковно-археологический кабинет Духовной академии, Троице-Сергиев Посад, Россия.
— Дядя Андрей, я даже не знал, что в Троице-Сергиевой лавре есть такой музей — «Церковно-археологический кабинет». А здесь, как я вижу, богатая коллекция живописи!
— Идём, Павлик, я покажу тебе экспонат, который мне особенно дорог. Смотри! Картина называется «Всадники».
— О, какая эффектная! Три монаха на белых конях мчатся мимо мощных башен, увенчанных крестами. Скачут так стремительно, что кажется — летят по воздуху. Чёрные плащи развеваются по ветру, снежная пыль клубится под копытами. Художник передал движение всадников как безудержный полёт. А кто, кстати, автор этого произведения?
— Михаил Нестеров.
— Как неожиданно! Творение светского живописца — в монастырском музее!
— Мне кажется, в данном случае само определение «светский художник» — это штамп, которого Михаил Нестеров не заслужил. Он — православный христианин, и вера в Бога отразилась в его картинах. А Троице-Сергиева лавра занимала особое место в сердце и в жизни художника. Он бывал здесь паломником, любил монастырские богослужения. И даже после революции 1917 года рисовал обитель и её окрестности. Картина «Всадники», написанная в 1932 году, тоже посвящена лавре.
— Какому-то событию из летописи монастыря?
— Осаде обители во время польско-литовской оккупации в семнадцатом веке. Когда Лжедмитрию Второму не удалось с ходу захватить Москву в 1608 году, он решил блокировать город. Но для этого нужно было взять Троице-Сергиев монастырь, прикрывавший дорогу из столицы в Поволжье. К стенам лавры направилось мощное войско. Началась осада, длившаяся пятнадцать месяцев и девять дней.
— Как же насельники сумели продержаться больше года?
— Во-первых, они оборонялись не в одиночку. Ещё до осады в лавру стянулись отряды воеводы Григория Долгорукого-Рощи. К ним примкнули крестьяне окрестных сёл, паломники. Во-вторых, монастырь представлял собой хорошо оборудованную крепость. Его окружали двенадцать сторожевых башен.
— Таких, как на картине Михаила Нестерова?
— Да. Башни соединяла стена высотой от восьми до четырнадцати метров. На ней разместили пушки, метательные устройства, приспособления для выливания на неприятеля смолы и кипятка. Но всё-таки силы были неравные. Лавру защищало около трёх тысяч человек, во вражеском войске было в пять раз больше.
— Но это невозможно — противостоять настолько сильному противнику!
— И всё-таки защитники Троице-Сергиевой лавры вышли победителями из этой схватки. Настоятель монастыря, архимандрит Иоасаф, не допускал и мысли о том, чтобы отдать врагу на поругание православные святыни. Он вдохновлял иноков просить помощи у Бога, а солдат — не унывать и не сдаваться. И когда казалось, что надеяться уже не на что, произошло чудо.
— Какое чудо?
— То самое, которое изобразил на своей картине Михаил Нестеров. Три монаха, скачущие на конях словно по воздуху — это ученики святого Сергия Радонежского Михей, Варфоломей и Наум. Они жили на два столетия раньше! Преподобный Сергий известил во сне одного инока, что посылает в обитель подмогу. И той же ночью и защитники лавры, и враги увидели всадников, над головами которых горели нимбы. После этого польско-литовские отряды сняли осаду и отошли от стен монастыря.
— Но как посланники святого смогли помочь осаждённым?
— Я читал, что чудесное явление сопровождалось звуком несущейся конницы. Интервенты услышали его и решили, что к защитникам лавры пришло мощное подкрепление. Но дело даже не в этом. Ты взгляни на всадников на картине Михаила Нестерова. В своей окрылённости они символизируют Божию помощь. Она приходит, преодолевая пространство и время, и все тяготы отступают. И совершается невозможное!
Картину Михаила Нестерова «Всадники» можно увидеть в Сергиевом Посаде, в музее «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема