— Марина, посмотри, как замечательно Василий Перов изобразил Сергея Аксакова. Именно этот человек на портрете написал «Аленький цветочек». Помнишь, как ты в детстве любила эту сказку?
— Я её и сейчас люблю. А Сергей Аксаков и вправду похож на сказочника — доброе лицо, седая борода. Мама, а что он ещё написал? Я бы почитала.
— Стыдно признаться, но я не помню. В интернете надо поискать.
— Почему-то сеть плохо ловит.
— Это, наверное, потому что Саратовский художественный музей расположен в старинном здании с мощными стенами. Попробуй у окошка.
— Милые дамы, здание здесь ни при чём. Сегодня утром в новостях предупреждали о перебоях со связью из-за ремонтных работ. Но вы не расстраивайтесь! Я попробую вам помочь без всякого интернета. Вы, кажется, хотели узнать, что у Сергея Аксакова стоит прочесть?
— Да, скажите, пожалуйста!
— Поделитесь, будьте любезны!
— С радостью! Вам, юная леди, я могу порекомендовать «Детские годы Багрова-внука». Это воспоминания писателя о детстве. Книга пронизана светом и добротой. В ней запечатлены лучшие черты семейства Аксаковых.
— А что это за черты?
— Во-первых, доброта и милосердие. Рассказывая о своих родителях, Сергей Тимофеевич описал их бережное отношение друг к другу, к старшим родственникам, к крепостным крестьянам. Отец и мать писателя не позволяли себе отрицательно отзываться ни о ком, находили оправдание чужим проступкам, не отвечали злом на обиды.
— Это должно быть невероятно трудно — всё время быть мобилизованным внутренне, чтобы не выплеснуть наружу раздражение.
— Корнем добросердечия Аксаковых была вера во Христа. Тема горячей искренней молитвы проходит через всю книгу «Детские годы Багрова-внука».
— А сам писатель унаследовал родительскую веру?
— И унаследовал, и своим детям передал. В доме Сергея Тимофеевича и его жены Ольги Семёновны всегда царила атмосфера любви.
— Этому веришь, глядя на портрет писателя работы Василия Перова. Такое выражение глаз бывает у счастливых многодетных отцов — в нём и спокойствие, и заботливость, и ласка.
— Здесь Аксаков не только многодетный отец, но уже и дедушка. На портрете ему шестьдесят четыре года. Именно в этом возрасте он написал книгу «Детство Багрова-внука» и посвятил её внучке Оленьке.
— Этот портрет писатель заказал для фамильной галереи?
— Нет. Василий Перов написал его в 1872 году, через тринадцать лет после смерти Аксакова.
— Как это после смерти?
— По фотографии. Изображение Сергея Аксакова заказал Павел Третьяков для серии портретов выдающихся русских людей. Большая часть тех полотен сейчас хранится в Третьяковской галерее.
— Как же портрет Сергея Аксакова оказался у нас в Саратове?
— Третьяков хотел видеть писателя властителем дум человеческих, а Василий Перов написал камерный, домашний портрет. Коллекционер продублировал свой заказ другому живописцу, а эта картина осталась в собственности Перова. В 1901 году вдова художника подарила портрет Сергея Аксакова Саратовскому музею.
— А я благодарна Василию Перову, что он сохранил для нас облик Сергея Аксакова именно таким — уютным, сердечным. Ведь способность любить — самое ценное, что есть в жизни.
Портрет Сергея Аксакова кисти Василия Перова можно увидеть в Саратовском художественном музее имени Александра Радищева.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.