
Однажды шах, расхаживая по подземелью дворца, где хранились сундуки с золотом и драгоценными каменьями, нашел на полу пшеничное зерно величиной с куриное яйцо. Подивился шах. Позвал он главного визиря и велел ему узнать, где в его царстве такая чудесная пшеница растёт. Дал на разгадку тайны сорок дней сроку, а иначе голова с плеч.
Отправился визирь в путь-дорогу. Каждый день он проезжал новую деревню, и у всех спрашивал: нет ли в окрестностях такого поля, где растёт пшеница с зёрнами размером с яйцо? Но нигде такого поля не было.
Однажды добрался визирь до развилки дорог. Видит — сидит на камне седовласый старик. Поздоровался с ним визирь почтительно, сошёл с коня, и поведал, что ищет разгадку тайны чудесной пшеницы.
— Слушай же, визирь, — говорит старик. — В нашей деревне жил да был бедняк из бедняков. Ничего-то у него не было — ни денег, ни скота. Только достался в наследство от отца крошечный клочок земли. Год от году родила земля все меньше и меньше пшеницы. И вот этот человек обнищал до того, что больше не мог прокормить семью. Тогда он продал свою землю другому крестьянину. Тот начал пахать и вдруг почувствовал, что соха его наткнулась на что-то твердое. Раскопал поглубже и нашел большой кувшин с золотом.
А надо сказать тебе, визирь, что тот крестьянин был человеком добрым и честным. Тут же закопал он кувшин и отправился к бедняку, продавшему ему эту землю. «Братец, — сказал он, — когда я пахал землю, которую ты продал мне, я нашел кувшин с золотом. Иди, забери свое богатство».
Но тот ответил: «Это золото не моё, а твоё. Если бы оно было моим, я нашёл бы его, когда сам пахал землю. А теперь земля твоя, и, значит, золото, которое в ней закопано, — твоё».
Долго они спорили: ни один не соглашался взять золото. Тогда пошли эти крестьяне к старосте и попросили, чтобы тот их рассудил. Староста задал им несколько вопросов, узнал, что у одного есть сын, у другого — дочь, и дал такой совет: «Ты отдай свою дочь за его сына, и все золото достанется детям».
Крестьяне поблагодарили старосту и сделали, как он советовал. В тот год на поле, где было найдено золото, выросла пшеница, у которой каждое зерно было размером с куриное яйцо. Должно быть, одно из таких зёрен и попало случайно в сокровищницу шаха.
— Спасибо тебе, отец, — сказал визирь. — Но шах наверняка спросит: как же нам снова вырастить такое зерно?
— Для этого на земле снова должны появиться люди с такими же чистыми, благородными сердцами, как у тех крестьян, — ответил старец. — А потом, глядишь, и добрая пшеница уродится.
(по мотивам азербайджанской сказки)
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема