
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим краткий разговор Христа с апостолами. После воскресения Спаситель являлся ученикам, удостоверял их в том, что жив, и беседовал с ними о Царствии Божием.
Мы знаем, что Христос, ещё до своей смерти и воскресения многократно говорил с учениками о Царстве и очень часто указывал на него, как на то, что уже существует, хотя и не доступно им во всей полноте. Это значит, что и в конце своего пребывания на Земле Он говорил с учениками не столько о грядущем Царстве, которое откроется после Его пришествия. Ему было важно объяснить им, как, продолжая жить в этом мире, они могут быть причастны этому Царству уже сейчас. Вокруг них была Римская империя, но в их сердце, в их отношениях друг с другом они должны были жить иными, божественными, а не земными законами.
И вот, они собираются в последний раз. Господь поручает апостолам ожидать схождения на них Духа Святого, который будет послан Отцом. Это схождение Духа, или крещение Духом, как называет его Христос, противопоставляется им крещению Иоаннову, которое ученикам уже было знакомо. Это последнее было связано с эмоциональным сожалением о грехе и желанием от него очиститься. Люди приходили к Иоанну, каялись в грехах и погружаясь в воду, символически их с себя смывали. В свою очередь крещение Духом — это схождение Духа Святого на апостолов, благодаря которому происходит восстановление естественных сил души, поражённых и искажённых в грехопадении. Дух просвещает человека и сообщает ему дары и способности, которыми он сможет служить ближним: учить, руководить, сострадать и помогать, исходя из своих возможностей... Но дары — это не просто те же способности, только улучшенные, это то, что позволяет ученикам жить на земле так, как будто они уже причастны Царству. И если Царство Божье — это пространство, в котором Царствует Бог, жизнь людей, которые живут в Духе Святом, — это и есть жизнь по законам Царства.
Однако ученики пока не совсем понимают, о чём идёт речь. Они спрашивают Христа — Господи, не сейчас ли ты восстанавливаешь Царство Израильское? Они знают о могуществе царства во времена Соломона. Перед ними человек, который творил чудеса, которых никто никогда не творил. Его распяли, но и здесь произошло чудо, и Он снова жив... Может быть Он, наконец, восстановит царство Израильское в его былом величии?
Но нет. Оказывается, Он говорит совершенно о другом. У него нет планов строить Царство Божие здесь, на земле... Христос прекрасно понимает, что это царство не может восторжествовать через насилие, и поэтому Он говорит ученикам, что они будут свидетелями о Нём в Иерусалиме и до края земли. Свидетелями того, что вера в воскресение Христа и причастность благодати Святого Духа позволяет верующим жить по законам Царства Небесного уже здесь, на земле.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема