Мы беседовали с настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиереем Федором Бородиным.
Разговор шел об особенностях богослужения в праздник Пасхи, а также о смыслах и значении служб Светлой Седмицы. Отец Федор рассказал о праздниках на Светлой Седмице: в честь икон Божией Матери «Иверская» и «Живоносный источник», а также о Соборе преподобных отцов на горе Синай подвизавшихся.
Марина Борисова:
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Протоиерей Федор Бородин:
— Добрый вечер.
Марина Борисова:
— С его помощью постараемся разобраться, что ждет нас в храме завтра или, может быть, уже сегодня, в пасхальную ночь, и на наступающей Светлой седмице. Тут очень сложно начать разговор, потому что все, что происходит ночью в храме на Пасху, с одной стороны, всем очень хорошо известно, а с другой стороны, по смыслу так спрессовано, что не знаешь, на чем остановиться и о чем поговорить поподробнее. Все кажется таким значимым и важным, начиная с самого события праздника, которое, я думаю, всем нам известно, и все, что касается пасхального богослужения. Начнем с полунощницы, наверное.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, с полунощницы начинается само богослужение, минут в пятнадцать двенадцатого гасится весь свет. Люди уже в большинстве своем пришли на богослужение. И я хотел бы сделать небольшое отступление — я надеюсь, поисповедовались в предыдущие дни, потому что на пасхальном богослужении исповедовать их совершенно некогда. Поэтому если вы готовитесь к причастию, а не причащаться на Пасху это просто безумие для христианина, то надо исповедоваться в предыдущие дни. Пожалуйста, пожалейте священника и тех, кто будет вас ждать, если вы придете и скажете, что, нет, у меня было очень много важных дел, поэтому пасхальная служба для всего прихода подождет. Вы, конечно, научите их большому смирению, но лучше не надо. Поется последний раз канон Великой Субботы «Волною морскою», это последнее великопостное пение, но уже которое просвещается восходящей зарей Воскресения Христова. Потому что на девятой песне этого канона выходит священнослужитель, священник с дьяконом выходят из алтаря, трижды кадит вокруг Плащаницы и на пение катавасии «Восстану бо и прославлюся» поднимает Святую Плащаницу и уносит ее в алтарь.
Марина Борисова:
— Есть такая особенность, которую редко в каких, московских по крайней мере храмах, последние годы можно ощутимо прочувствовать. Я помню богослужение тех далеких неофитских лет, когда я только первые годы входила в церковную жизнь, очень соблюдалась эта постепенность. Унесли Плащаницу и все затихли, несмотря на то, что храмов тогда в Москве было очень мало, и народу в каждом храме на Пасху было очень много, но как-то моментально все стихали, при этом еще гас свет. И это удивительное состояние, когда в темном храме, только-только где-то в алтаре далеко-далеко начинается пение тропаря и — как мы сейчас имеем возможность видеть съемки в храме Гроба Господня в Иерусалиме, когда сходит Благодатный огонь — то же самое, от одной свечки к другой начинается расползание вот этих огоньков по храму. В темном храме, когда все молчат. Это удивительное состояние, которое из-за того, что одновременно люди готовятся к Крестному ходу, сейчас часто бывает как-то смазано что ли. Очень жалко, потому что это очень важная минута замирания.
Протоиерей Федор Бородин:
— Это зависит от того, как человек готовился. Я пришел к выводу, что объем радости, которую Господь изливает в твою душу во время Пасхального богослужения, напрямую зависит от того, как ты потрудился Великим постом. Как ты молчал, как ты молился, как ты постился, как ты предстоял Христу все эти дни. Те дары, которые Бог дает, зависят от того, сколько ты можешь принять, не обжигаясь. Поэтому как ты переживаешь каждый раз Пасху, зависит, конечно, и от Бога, подателя даров, но зависит и от тебя тоже. Действительно, храм, где зажглись свечи в полном молчании, и вдруг первый раз тихо из алтаря начинает доноситься пение священнослужителей «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах», это исповедание, там все уже поют о Воскресении. «И нас на земле сподоби», мы просим благословение на предстоящую пасхальную службу. «Тебе славити». Следующий раз громче. Отодвигается завеса. Следующий раз, третий, открываются Царские Врата, и зажигается весь свет. Дальше подхватывает хор и все люди. И с пением этого тропаря всеми абсолютно мы обходим храм в предшествии образа света Господня, которым была осиянна пещера Воскресения в виде фонаря, который несется, богослужебный, специальный, с горящей свечой, с хоругвями, с образами, с Евангелием. Мы идем на этот Крестный ход, и, возвращаясь, начинаем само торжественное, светлое, громкое, радостное пасхальное богослужение.
Марина Борисова:
— Начинается оно с одной детали, которая некоторых новоначальных повергает в изумление. Когда Крестный ход обошел вокруг храма, он подходит к закрытой двери.
Протоиерей Федор Бородин:
— Это образ отверзения адских врат Воскресшим Христом. Если мы с вами посмотрим на западноевропейские картины Воскресения Христова, там будет Христос с флагом Воскресения, выходящий из пещеры, и поверженные воины и отваленный камень. А такой иконографии православная церковь не знает. У нас есть иконография «Сошествие во ад». Под ногами у Христа крест-накрест доски с разлетевшимися скобяными изделиями: петлями, гвоздями, замками, ключами — и связанный сатана там, в этой тьме. Так вот эти доски это есть врата ада, которые Христос, выходя оттуда, сокрушил. И оттуда Он выводит за руку Адама и Еву, вытягивая Адама из гроба и выводя всех праведников, живших ожиданием Мессии, для которых это было главным содержанием жизни. Мне хотелось бы проиллюстрировать это ожидание словами из великой книги Иова, который, умирая фактически в потере всего, что у него было, и в проказе, в этом страдании говорит: «А я знаю, искупитель мой жив, и Он восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, мои глазами, не глаза другого, увидят Его». Эта вера в то, что Искупитель придет и воскресит меня, мне кажется, ярче нигде в словах Ветхого Завета не звучит. И вот она исполняется в этом торжестве Сошествия во ад. И мы все вместе — те, кого Христос вывел из гробов. «И сущим во гробех живот даровав». То есть из лап смерти. И вместе со всеми с ними, с Давидом, с Соломоном, с Адамом и Евой, С Авраамом, Исааком, Иаковом, Мелхиседеком, Иовом и прочими ветхозаветными праведниками.
Марина Борисова:
— И вот, наконец, двери храма открыты, мы входим. И дальше все начинается, как в таком кино с убыстренной сменой кадров.
Протоиерей Федор Бородин:
— Веселыми ногами, да.
Марина Борисова:
— В отличие от очень сосредоточенных и располагающих к замиранию движения служб Страстной седмицы, тут вдруг сплошное движение. В некоторых храмах сохраняется, я не знаю, честно говоря, откуда взялась эта традиция, может быть, она местная, но во многих московских храмах соблюдается традиция, каждый раз, когда священник выходит из алтаря очередной раз обходить храм с каждением и с возгласом «Христос Воскресе!» — он меняет облачение.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, это интересная традиция, которая иллюстрирует звание Пасхи как праздников праздник. Все остальные праздники, на которых меняются голубые Богородичные, зеленые преподобнические, фиолетовые Креста — они будни по сравнению с Пасхой. И поэтому священник меняет облачение, но это требует такой суеты в алтаре, если несколько священников, суеты и от алтарников, пономарей и от священников, что в нашем приходе мы отказались от этого. Мы совершаем полунощницу в белом, потом переоблачаемся в красное, иначе я не успеваю сохранить хоть какое-нибудь молитвенное состояние. А его сохранить надо, потому что Пасха неизменно зиждется на Крестной смерти Христа. И то, что Плащаница уносится в алтарь и кладется на Престол, и на ней совершается сорок дней Божественная литургия, не дает нам забыть, что «Се бо прииде крестом радость всему миру». И слова апостола Павла, которые он в послании к Коринфянам говорит, что «когда вы едите хлеб сей и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Нельзя оторвать ни пасхальную службу, ни Божественную литургию, которая совершается на Престоле от возвещения смерти Господней. Потому что мы погружаемся в смерть Господню в таинстве крещения и с Ним воскресаем. Поэтому пасхальная служба приобретает полный смысл, когда мы помним о своей смерти и о смерти Христовой.
Марина Борисова:
— Но как это памятование совместить с тем, о чем мы слышим и поем в пасхальном каноне про Давида, который «перед сенным ковчегом скакаше, играя».
Протоиерей Федор Бородин:
— Это очень такой восточный образ, у нас это неприемлемо.
Марина Борисова:
— Образ такой, от счастья человек аж прыгает.
Протоиерей Федор Бородин:
— За что его осудили, кстати. В том числе его супруга осудила, и он больше с ней не имел никаких отношений. Известно, например, что во время миссии киприотов, Кипрской церкви, в Кению сейчас в качестве богослужебной литургической практики оставили танцы с копьями при встрече архиерея. Везде люди, исходя из того, как у них принято праздновать, празднуют. На Востоке праздновали так. А празднуют в великой радости отчего? Мы говорим, что пещера, где был положен мертвый Христос, «чертога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой». Для нас Гроб важнее всякого царского дворца, потому что это источник нашего воскресения. Мы вспоминаем не только о смерти Христовой, мы о своей смерти вспоминаем. Радость этого дня так густа, что, кажется, ее можно просто резать и раздавать ломтями. Она оттого, что тебе, лично тебе, дается почувствовать преодоление смерти, ты вкушаешь Царства Божия, пришедшего в силе уже здесь, сейчас. И по моему опыту, никогда в течение года, это так близко, так радостно и так очевидно не переживается сердцем, как во время пасхального богослужения.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Помимо того, что очень спрессованный, эмоционально радостный, полный движения пасхальный канон, там еще очень много песнопений, которые предполагается, что поет весь народ в храме. Я имею в виду ипокои Пасхи, и кондак Пасхи, и светилен Пасхи, все, что между песнями самого канона, который тоже не читается, а поется, еще есть возможность включиться в этот общий хор всем. Насколько это сейчас распространено? Я помню те годы, когда только начинала ходить в церковь, все это пелось всем храмом. Все знали слова, все знали распев и все, как правило, пели, как на литургии поется обычно всем храмом Отче наш и Символ веры, так же пели все пасхальные песнопения.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, хор или лик, как он именуется в богослужебных текстах, конечно, поет от имени всего народа. Для того чтобы это вернулось, настоятель должен понять, что народ жаждет петь вместе с хором. В связи с этим на таких важных богослужениях хор должен перестать петь авторские, нотные, незнакомые всем остальным песнопения. То есть это не должно быть концертным украшением храма, надо чтобы это было проще значительно, чтобы люди могли это выучить. Раздать тексты, может быть, приготовить людей к этому. Я был очень удивлен, потому что мы однажды проводили приходское собрание, на котором я предложил выступить всем, кто считает себя активным прихожанином, сделать какие-то предложения. И вот люди внесли предложение, давайте петь 33-й псалом все вместе в храме. Мы с тех пор на литургии поем его все вместе, мы раздаем тексты, это такая огромная радость для людей. И, наверное, когда пасхальное богослужение поется всеми вместе, о чем вы говорите, это помогает, человек чувствует себя участником, он не просто слушатель. Помогает больше ощутить радость Пасхи. Наверное, к этому мы постепенно придем, проще, но общедоступно.
Марина Борисова:
— По крайней мере, можно напомнить, как перед началом Великого поста поются стихиры Пасхи без последнего завершающего аккорда «Христос Воскресе». Здесь поются снова стихиры Пасхи и уже в полном...
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, стихиры Пасхи, конечно, все знают наизусть, кто долго ходит в храм. В крайнем случае, можно взять с собой текст. Сейчас многие берут с собой планшет или смартфон. На Страстной седмице их теперь называют бледнолицыми, потому что лицо их освещено мертвенным голубым светом. Но участие общее прекрасно, прежде всего, надо всем вместе петь Христос Воскресе. Ведь когда мы поем Христос Воскресе, когда мы приветствуем друг друга этими словами, мы делаем то, что делали апостолы. В Евангелии от Луки рассказывается, как Лука и Клеопа после явления Христа вернулись, несмотря на усталость, в Иерусалим, и им другие ученики говорят, что истинно воскрес Христос. Это первое свидетельство, как эти святые люди друг друга приветствовали. А поскольку это было самым главным, то это и стало, если хотите, паролем христиан. Один говорит: «Христос Воскресе!». А второй, понимая, что это значит, говорит: «Воистину Воскресе!» Потому что не христианин этого сказать не может, это будет ложь. В древние времена, во времена апостолов тем более, это не воспринималось, как просто традиция, в которую можно не верить. Если ты христианин, то ты знаешь, что Христос Воскрес. Если ты с этим не согласен, то ты не христианин. И ты этого сказать не можешь. Поэтому пение этих слов: и упразднив смерть, победив смерть, «Смертию смерть поправ», своею смертью. Конечно, это исповедание нашей самой главной веры, то, о чем апостол Павел говорит, что «если Христос не воскрес, то тщетна наша вера, упование наше тщетно», без этого нет христианства.
Марина Борисова:
— Обычай христосоваться изначально был приурочен как раз к пению стихир Пасхи, потому что там непосредственно после слов: «Друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением», в этот момент люди и христосовались, поздравляли друг друга с Воскресением Христовым.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, и сказано, что после утрени настоятель христосуется со всеми прихожанами. Поэтому мы можем видеть, насколько необходимо менять какие-то богослужебные традиции, даже уставные повеления, исходя из того, как живет сейчас христианин. По уставу, я напомню, настоятель христосуется, целует в губы всех приходящих, и мужчин и женщин.
Марина Борисова:
— Но пандемия всех отучила.
Протоиерей Федор Бородин:
— Пандемия отучила, но это была традиция очень распространенная. Вспомним, «Князь Серебряный», как все целуют в уста, это знаменитый поцелуй Брежнева и Хонеккера, та самая древняя традиция. Но сейчас она невыполнима, потому что она двусмысленна. Поэтому есть вещи, которые можно менять и надо менять. Есть вещи, которые должны остаться. Пасха как объятия, как в древности называлась служба пасхальная — «Веселие о Воскресении Господа Нашего из мертвых». В Типиконах называлась так эта служба, веселие, которым ты делишься со своими близкими, конечно, остается. Поскольку сейчас литургия служится сразу за утреней, то христосование с прихожанами и прихожан друг с другом откладывается на конец Божественной литургии.
Марина Борисова:
— Есть еще одна особенность пасхальной службы, это читаемое каждый год одно и то же «Огласительное слово на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста. Почему его читают уже не одну тысячу лет, и оно остается актуальным на протяжении всей жизни? Каждый год ты его слышишь, и каждый раз ты как бы заново его открываешь.
Протоиерей Федор Бородин:
— Вообще в древней церкви литургия слова как проповедь была обязательной частью, но постепенно это было заменено чтением отрывков из святых отцов, которые сейчас не читаются практически нигде. Сейчас снова священнослужитель проповедует, чего, кстати, не было ни в 18-м, ни в 19-м веке. Максимум, что это чтение листков, которые заранее раздаются. Священник, который проповедовал от своего ума, был подозреваем в ереси и гордости. Все-таки бывают такие моменты, когда сказать лучше, чем Иоанн Златоуст, не может никто. И поэтому Церковь эту практику оставила, единственный раз в году читается поучение, которое настолько глубоко и настолько удивительно красиво, что лишить себя этого, конечно, нельзя. «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом, воздержные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик». Имеется в виду упитанный телец из притчи о блудном сыне. «Никто пусть не уходит голодным; все насладитесь пиром веры (...) Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство. Никто пусть не плачет о грехах...» Это удивительно, Пасха и пасхальное время это не время покаяния, не потому что мы не грешны, а потому что мы полностью сконцентрированы, съакцентированы на Воскресении Христовом и «из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад (... ) Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Златоуст цитирует апостола Павла, который в свою очередь цитирует эти слова, сказанные за восемь столетий до Рождества Спасителя пророком Осией. Ему было открыто, что придет такое время, когда смерть будет побеждена и жало ада и жало смерти это грех, там будет упразднен, будет прощен воскресением Христовым. Знаменитые слова, которыми завершил бы я цитирование этого более пространного Слова. «Воскрес Христос — и водворяется жизнь, Воскрес Христос — и мертвого ни единого нет во гробе, жизнь жительствует». Это совершенно библейский прием, когда в разных формах дважды употребляется одно слово: жизнь жительствует. Жизнь какая? Жизнь со Христом, жизнь вечная, Царство Небесное, оно сейчас разлито и доступно между нами. Поэтому, я думаю, пока будет православное богослужение совершаться, оно будет свершаться до скончания века, «дондеже придет», как мы слышим, будет Божественная литургия совершаться, будет читаться это Слово.
Марина Борисова:
— Ну, и дальше начинается пение пасхальных часов. Пасхальная служба в основном вся поется, в отличие от великопостных служб, где было очень много чтений, на Пасху мы все поем, и очень часто поем все вместе, если знаем слова и если не сложный распев. Дальше у нас начинается литургия Иоанна Златоуста, читается отрывок из Евангелия от Иоанна, 1-я глава, стихи с 1-го по 17-й: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Очень во многих храмах сохранилась традиция читать этот отрывок или, по крайней мере, его начало на трех священных языках. Некоторые добавляют к ним еще какие-то языки. Если это в поместной Церкви, то могут быть какие-то местные национальные языки, но три священных языка — еврейский, греческий и латынь — сколько себя помню в церкви, я всегда слышала эти три вариации отрывка из Евангелия от Иоанна.
Протоиерей Федор Бородин:
— Что касается пения, важно остановиться на этом. Студийский устав, который, как мы знаем, был заменен на Иерусалимский при святителе Алексее, митрополите Московском, и Сергии Радонежском. Студийский устав, в основном, предполагал чтение. Пение, согласно традиции формирования древних уставов, больше помогает человеку настроиться на радостный чин души. Тем более что мы никогда нигде не слышали, что ангелы что-то читают речитативом, а вот о том, что ангелы поют на небесах, из Священного Писания, из Предания мы знаем многократно. Что касается, почему вдруг читается Евангелие от Иоанна, а не отрывок о Воскресении. Во-первых, отрывок о Воскресении читается на вечерне, о предстоящем Воскресении, которое служилось в соединении с литургией Великой Субботы. А, во-вторых, потому что началась новая жизнь, и началась новая жизнь и литургическая. Вот она новая жизнь и начинается она с первой главы, с самого таинственного Евангелия, самого великого текста, пролога «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог». Эта Жизнь пришла к нам, и мы Ее осязали, Она явилась нам, мы об этом свидетельствуем, вот о чем этот отрывок. А разные языки, это просто остаток напоминания о миссионерстве, о проповеди, это не священные языки. Поэтому читать надо и на татарском, и на русском, и на любом языке, где сейчас распространяется Евангелие.
Марина Борисова:
— В эфире радио «Вера», программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы прервемся буквально на минуту и тут же вернемся к вам снова, не переключайтесь.
Марина Борисова:
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях наступающего пасхального богослужения и предстоящей Светлой седмицы. Мы часто забываем в буре празднования Пасхи о том, что завершается первый день праздника, пасхальное воскресенье, удивительной проникновенной короткой, но мне кажется очень важной службой — это Великая вечерня, которая служится вечером в воскресенье. На нее мало, кто приходит, большинство в пасхальную ночь бывают на службе, потом празднуют с родственниками, друзьями. И к пяти часам, когда бывает эта служба в московских храмах, далеко не много людей снова приходит в храм. И, мне кажется, очень жаль.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, прекрасная служба с чтением воскресного Евангелия, с пением прокимна «Кто Бог велий яко Бог наш, ты еси Бог, творяй чудеса». Конечно, мы все на нее собираемся. Мне кажется, во многих приходах эта вечерня потом продолжается в качестве чаепития для духовенства и сотрудников, для тех, кто вытянул на себе основную тяжесть подготовки, чтобы просто посидеть с ними, сначала помолиться, а потом посидеть с ними как с друзьями и просто посмотреть друг на друга. А еще есть совершенно прекрасная традиция, когда священнослужитель выходит за рамки прихода своего и встречается с другими священнослужителями и своим правящим архиереем, с епископом. Если это, конечно, городской храм, то по традиции в кафедральном соборе эту вечерню служит архиерей. И все духовенство приезжает, чтобы поздравить его и друг друга с праздником Пасхи. И встретиться и выйти на этот общецерковный уровень торжества. Это такая традиция, по-моему, советского времени только, я не знаю точно, но она хороша.
Марина Борисова:
— Ну и начинается Светлая седмица. Ее, наверное, можно назвать одним праздником, который растянулся на восемь дней.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, непрекращающимся праздником.
Марина Борисова:
— Тем более что служба совершается практически одна и та же пасхальная, и крестный ход и все-все-все в течение всей недели.
Протоиерей Федор Бородин:
— С небольшими отличиями. Те, кто пропустил пасхальную службу, кто по каким-то причинам не смог на ней быть, во многих храмах она повторяется в день отдания Пасхи, потому что Иерусалимский Типикон позволяет совершать практически службу Светлой седмицы в этот день. Все больше и больше храмов переходит на это. Но даже если это вы пропустили, если в вашей округе есть храм Воскресения Словущего, память этого дня совершается 26 сентября по новому стилю, там в этот день тоже совершается пасхальная служба. Если пропустили, не унывайте, езжайте в эти два дня ищите этой радости Пасхи. А так, да, это дни непрекращающейся радости, которая растянута и на семь дней, и шире на сорок дней до отдания Пасхи.
Марина Борисова:
— Первая это Светлая седмица, когда распахнуты Царские врата, когда в любое время можно прийти в храм и во многих храмах пускают на колокольню.
Протоиерей Федор Бородин:
— На звонницу.
Марина Борисова:
— Когда полное раздолье детям, на которых никто не шикает и не мешает им носиться, залезать на колокольню и вообще всячески бурно проявлять свои эмоции. Что важно не потерять в этом броуновском движении?
Протоиерей Федор Бородин:
— Надо постараться все равно не говорить лишнего. По своему опыту могу сказать, что теряю благодать Божию, когда много говорю после Евхаристии, после праздника. Хотя мне приходится много говорить, поздравлять, принимать поздравления, говорить о Пасхе, служить, но чтобы лишнего не было. И беречь это через то, что очень часто мы, к сожалению, христиане современные практикуем, что можно изобразить такую параллель. Вы ждете человека в гости вам дорогого, вы наводите порядок, готовите очень вкусный стол. Вот он пришел, вы уходите в какую-то другую комнату и занимаетесь собой. Мы готовились, готовились Великим постом, к Пасхе готовились. Вот пришел Христос, Пасхальную службу встретили и пошли разговляться по всем фронтам, как можно больше съесть, а вот того попробовать, а вот этого, со всеми поговорить, посплетничать. И все мы теряем, конечно. Не надо. Постараемся следовать вкушению этого праздника в течение всей седмицы. А для этого хорошо бы причащаться чаще на Светлой седмице. Есть, к сожалению, распространенная традиция, когда священнослужители, в связи с тем, что поста нет, не допускают людей к причастию. Но это противоречит постановлениям Вселенских Соборов.
Марина Борисова:
— Я думаю, что тут еще играет роль, что далеко не все наши радиослушатели, наверное, знают, что такое пост перед причастием. Евхаристический пост же не три дня и не неделю.
Протоиерей Федор Бородин:
— Евхаристический пост с двенадцати ночи. Да, это надо соблюдать. Конечно, вечером лучше есть воздержно. А пост как инструмент подготовки к покаянному сокрушению своей души мы предприняли в течение сего Великого поста. Поэтому поститься, меняя состав пищи, уже не надо в течение Светлой седмицы. Достаточно просто со всеми примириться, что мы должны были сделать еще в Прощеное воскресенье. Достаточно не объедаться, прочитать, может быть, канон пасхальный или послушать его на богослужении накануне, на утрени. Прочитать последование ко святому причащению без псалмов, напомню, не читаются псалмы в Светлую седмицу, псалтирь откладывается. И приступать ко Святому причащению, если ты, хранишь себя, конечно, уже без исповеди, если ничего страшного не произошло. Повторюсь, документ, принятый соборно нашей Церковью об участии верных в таинстве Евхаристии, благословляет верным христианам, которые соблюдали Великий пост, и на Страстной, и на Светлой приступать к причастию без обязательной исповеди накануне. Поэтому если бы мы причащались чаще на Светлой седмице, радость бы эта держалась с нами дольше.
Марина Борисова:
— Помимо всеобъемлющей пасхальной радости, на Светлой седмице есть еще дни, которые по традиции добавляют радости, связанной с какими-то памятными событиями и иконами. Во вторник Светлой седмицы мы празднуем в честь Иверской иконы Божией Матери. Я думаю, что многие наши радиослушатели знают, с чем связано это изображение. История, почему на этом изображении лик Матери Божией поранен и изображается с каплями крови. Я думаю, очень важно понять, почему Иверская для Русского Православия такая важная. Мы знаем много исторических событий, связанных с историей Русской Православной Церкви и с такими образами как Владимирская икона Божией Матери, Казанская, Смоленская. Там сама история подсказывает, почему они так важны. Но Иверская, казалось бы, не имеет отношения к истории Русской Церкви. Почему она так важна?
Протоиерей Федор Бородин:
— Она стала важной, начиная с 17-го века, по инициативе архимандрита Новоспасского Московского монастыря Никона, будущего патриарха Всея Руси, который заказал на Афоне список, и этот список в 1648 году был встречен у Воскресенских ворот, потом там располагался в часовне. Каждый человек, который приходил в Москву, верующий христианин, от царя до простолюдина, обязательно заходил в эту часовню и с благоговением прикладывался к этой иконе. Таким образом она стала покровительницей Московского царства, и нельзя было приехать в Москву и не поздороваться с Иверской иконой. Это было не правильно. Поэтому ее Афонское торжество, чудеса, с ней связанные, так врезались в нашу память. А почему на Светлой седмице? Многие события, которые совершались в пасхальный период, в связи с тем, что Пасха празднуется в разные дни, перенесены на дни Светлой седмицы, чтобы не терять их радость, если, допустим, они попадут на Великий пост. Во вторник, когда совершается память Иверской иконы Божией Матери, совершается еще удивительная память нескольких тысяч монахов грузин, погибших в 1616 году от рук персидских воинов, персидского шаха Аббаса на Пасху. Когда эти огромные города монахов, рассыпанные по горам, были окружены, и удалось договориться, поскольку это была Великая Суббота, что дайте нам, пожалуйста, до завтрашнего утра время, мы послужим и причастимся. Шах Аббас дал это время, и все могли убежать. Но убежало только два инока, остальные остались, и эти двое потом вернулись. И представляете, как они совершали эту Божественную литургию пасхальную, как они молились, когда они знали, что сейчас они поют о Воскресшем Христе, а после службы будут убиты и с Ним встретятся. Произойдет то, ради чего они приняли свое монашество. Это удивительная память этого дня, тоже вторник Светлой седмицы.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио «Вера» программа «Седмица». В студии Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Есть еще два памятных дня, тоже не календарных, а приуроченных к Светлой седмице. Это Собор преподобных отцов, на горе Синай подвизавшихся, и в пятницу память иконы Живоносный источник. Собственно, два этих празднования тематически, если можно так сказать, объединены. С образом Живоносного источника связаны они оба. Почему в среду мы вспоминаем отцов Синайского монастыря?
Протоиерей Федор Бородин:
— Синайский монастырь это место, где Господь явился Моисею, и место, где, возможно, самое первое было распространение отшельников, потом оформившееся в монашество, место, где просиял в своем подвиге и написал свою великую книгу Иоанн Лествичник. Где подвизался его духовное чадо Григорий Синаит и другие синаиты, и Анастасий Синаит. То есть это место, которое, может быть, сейчас снова стало пустыней, а во времена, когда формировался устав, было источником соприкосновения с людьми, которые буквально живут Небом, живут его присутствием. Поэтому так это важно. Еще и потому что в пасхальные периоды разных лет насельники этих монастырей синаи и раифы были убиты жесточайшим образом варварами, приняли мученическую смерть. Поэтому это отнесено тоже к пасхальной седмицы, поскольку мы точно не знаем, в какие дни это было, но это было на Пасху, такое торжество.
Марина Борисова:
— Важно, я думаю, понять, почему два эти празднования, среда и пятница, связаны. Мы помним, что Господь явился Моисею на горе Синай в виде Неопалимой Купины, и икона Неопалимой купины появилась в Русской Православной Церкви из монастыря святой Екатерины.
Протоиерей Федор Бородин:
— С горы Синай, да.
Марина Борисова:
— С горы Синай. И, мне кажется, что это очень знаково — Неопалимая Купина и Живоносный источник. Казалось бы, два иконописных сюжета совершенно разные, но мне кажется, что они где-то в глубине очень пересекающиеся.
Протоиерей Федор Бородин:
— Безусловно. Неопалимую Купину, этот горящий и несгорающий куст, Церковь всегда прочитывала как прообраз Пресвятой Богородицы. Когда Человек принимает в Себя Божество и при этом не сгорает, горит и не сгорает. «Радуйся Купина Неопалимая» — в акафисте Божией Матери мы поем. И Живоносный источник в честь Пресвятой Богородицы, чудеса, которые совершились, прежде всего, исцеление слепца, которое совершилось на глазах у будущего Византийского императора Льва 4 апреля 405 года от источника, который по словам, таинственно ему сказанным Пресвятой Богородицей, он обрел. Это радость о том, что Божия Матерь с нами, как на Синае Она была в прообразе, как во время Своего земного служения Она была с апостолами, так Она продолжает быть с нами в торжестве и в радости Пасхи Христовой и Воскресения.
Марина Борисова:
— Мало кто помнит, что именно в пятницу в празднование в честь иконы Божией Матери Живоносный источник совершается освящение воды.
Протоиерей Федор Бородин:
— Первое освящение воды, да.
Марина Борисова:
— Освящение воды, первое после Крещения.
Протоиерей Федор Бородин:
— Это логично, поскольку это источник именно воды, воды Живой.
Марина Борисова:
— Мне кажется, это важно напомнить, потому что многие святую воду берут домой, пользуются ею, пьют ее в болезни и просто для утешения. Для многих это важно знать, что после Великого поста, в Светлую седмицу впервые в пятницу мы можем набрать святой воды и принести ее домой. Отец Федор, Светлая седмица — такая счастливая и в то же время опасная. Я поясню, что имею в виду. В течение всего Великого поста наша внутренняя сосредоточенность и напряжение шло по нарастающей. Кульминация — пасхальное богослужение. Человек так устроен, он не может все время подниматься, подниматься, подниматься по лествице, которую описал в своей книге Иоанн Лествичник. Происходит некий переизбыток чувств, эмоций и сосредоточенности, и приводит к тому, что зачастую мы многое теряем на Светлой седмице, хотя, казалось бы, должны были приобретать. Что сделать, чтобы этого не произошло?
Протоиерей Федор Бородин:
— Церковь предполагает, что мы не потеряем, а перестроимся, мы сакцентируемся больше и полнее всего именно на радости Воскресения. И исходя из того молитвенного труда, который мы совершали вместе со всей Церковью Великим постом богослужения уже такие большие не нужны, они значительно более краткие, богослужения Светлой седмицы. Даже просто по протяженности во времени. Но, наверное, нам нужно научиться не терять благодать Божию в праздники, это тоже задача, это тоже сложно. Тем более что обычно это праздник, связанный с телесным праздником, что мы вкушаем пищу, которая все равно остается для нас радостью, пока мы живы здесь на земле. Надо научиться не терять этого. Может быть, больше времени посвятить чтению Священного Писания, может быть, постараться почаще приходить на службу, есть возможность, каждый день или через день, вот тогда это останется с нами.
Марина Борисова:
— Я помню, когда я только начинала ходить в церковь, одна важная в моей жизни женщина, она была супругой моего первого духовника, нас новоначальных звала с собой после того, как мы все садились за стол разговляться после ночной литургии. Она после этого собирала конфеты, печенье, угощения в сумку и приглашала нас вместе с ней отправляться по прихожанам, которые не могли быть на службе — старые, немощные, больные, инвалиды. Мы обходили несколько домов, причем, я спрашивала ее, матушка мы же не знаем, что этим людям надо, мы не знаем, чем их особо угостить. Очень интересная у нее была формулировка, она говорила, если ты принесешь двести грамм ирисок, этого будет достаточно, ты не для того, приходишь, чтобы угостить, а чтобы разделить праздник. И я помню это состояние праздника, которое растягивалось ровно на то время, пока ты делишь его с другими людьми.
Протоиерей Федор Бородин:
— Да, он умножается. В сто третьем псалме есть удивительные слова, псалмопевец говорит о Боге: «Да усладится Ему беседа моя». Сладость молитвы для человека понятна, она много раз описана многими святыми. Псалмопевец утверждает, что разговор с человеком, молитва человека к Богу может стать сладостью для Бога. Мы же ничего Ему не можем дать, Он имеет все, Он всеблажен. Но Он радуется тогда, когда мы входим в Его радость, для Него это сладость и радость. Можем мы принести ириски или можем мы принести что-то другое, но если мы придем с той Божией благодатью, которая нам сейчас, как мера угнетенная насыпана в наши души, еще утрясенная, добрая — не в меру дает Дух, об это сказано тоже — то, конечно, это радость передастся людям без потери для нас, более того, даже с умножением. Потому что благодать Божия, когда ты ей делишься, она в тебе только умножается.
Марина Борисова:
— Это мы говорим о попытке удержать в себе состояние пасхальной радости для взрослых. А что делать с детьми? Вы как многодетный отец должны точно знать, как сделать так, чтобы это ощущали еще и дети.
Протоиерей Федор Бородин:
— Надо постараться с ними побольше общаться, потому что основная радость для детей это общение с родителями. Не уроки, не совместная уборка со стола, а что-то для них радостное. И конечно, очень важно с детьми в эти дни читать воскресные Евангелия, отрывки. У нас так получилось, что сами воскресные отрывки Евангелия в воскресенье не звучат, они звучат в той части единого богослужения, которая еще много веков назад перенеслась на вечер субботы. Большинство детей на этой службе отсутствуют, они приходят в воскресенье, там или наставления Христовы, или притча, или рассказ о чуде. Таким образом, сам рассказ о Воскресении Христа ускользает и от прихожан, а от детей тем более. Мне кажется, что с ними надо взять и пасхальные отрывки из всех четырех Евангелий за эту седмицу перечитать, может быть, объяснить, рассказать, поговорить об этом с ними. Чтобы они на этом смогли сакцентироваться.
Марина Борисова:
— Отец Федор, ну и перед праздником ваше напутствие нашим радиослушателям, которые, я думаю, сейчас уже собираются идти на пасхальную заутреню.
Протоиерей Федор Бородин:
— Что я могу сказать? Вдыхайте полной грудью этот удивительный воздух пасхальный, такая духовная роскошь это богослужение. Я могу сказать, что я живу от Пасхи до Пасхи, и вершиной моего года является время богослужения пасхального. Ничего более радостного, более счастливого и более красивого в моей жизни нет. Я думаю, что так у каждого христианина, кто хоть немножко потрудился Великим постом, хоть чуть-чуть, и приготовился. А дальше служите ближним и растягивайте эту радость посещением богослужения и причастием в другие дни.
Марина Борисова:
— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу, и главное помните — Христос Воскрес!
Протоиерей Федор Бородин:
— Христос Воскрес. До свидания.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер