Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, апостол Павел начинает с того, что перечисляет те признаки, которые характеризуют человека, ведущего подлинную христианскую жизнь. Он указывает на два самых ярких.
И первый из них — это непрестанная радость. Речь идёт не о буре неконтролируемых эмоций. Христианская радость не имеет с ними ничего общего. Поэтому её ещё называют тихая радость. Её источником является ощущение постоянного присутствия в жизни Иисуса Христа и реальное переживание того, что Он даровал нам внутреннюю свободу от тех страстей, которые связывали нас по рукам и ногам. Наша жизнь теперь зависит только от Него. Он направляет нас во всех наших глобальных и повседневных делах. Во многом Сам направляет течение нашей судьбы. Поэтому призыв Павла радоваться можно понимать, как призыв ощутить, что всё, что с нами происходит, до самых мелочей, находится в руках Божиих. Как говорится в книге пророка Исаии, Господь держит каждого Своего верного сына за правую руку. С этим призывом радоваться связан и другой, который в Евангелии мы слышим из уст Христа — «не бойтесь». С такими словами Он неоднократно обращается к Своим ученикам. Не бойтесь, даже один волос с вашей головы не может упасть без Моей воли. Как говорил преподобный Серафим Саровский, Бог заботится о каждом из нас так, будто на земле кроме нас никого больше не существует. Это и есть причина христианской радости, а также отсутствия всякого страха.
И второй признак, на который указывает апостол Павел — это кротость. «Кротость ваша да будет известна всем человекам», — говорит он. Что такое кротость? Нередко под кротостью понимают такие качества, как душевная мягкость, воздержанность, доброта и терпеливость. Но, пожалуй, самое близкое слово, которым можно определить это внутреннее состояние, — это великодушие. Древние греки говорили, что кротость проявляет себя тогда, когда применение справедливого закона может нанести человеку ущерб. Иными словами, кроткий человек отчётливо видит, когда нужно поступить по отношению к ближнему по беспристрастной и строгой букве закона, а когда необходимо подняться над правосудием и прибегнуть к милости. Кроткий человек понимает, что правила и нормы, которые регламентируют отношения между людьми, это ещё не всё. Есть нечто более глубокое и жизненно важное, чем правосудие. Именно на этой интуиции основывается один из ключевых принципов церковного правосудия — икономия. Он заключается в том, чтобы всегда, когда есть возможность, — смягчить наказание, проявить по отношению к человеку милосердие и снисхождение. Именно так поступил Господь, когда к Нему привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии. Он не применил к ней букву закона. Он помиловал её, простил. Ведь кротость имеет поразительное влияние на душу человека. Нередко самые жестокие преступники смягчались, когда близкие проявляли по отношению к ним это качество. Этот сюжет много раз появляется, например, в мировой литературе. Именно так поступил по отношению к бывшему уголовнику и каторжнику Жану Вальжану епископ Мэриэль в романе Виктора Гюго «Отверженные» и тем самым кардинальное изменил его чёрствое и, казалось бы, уже неспособное ни к чему доброму сердце.
И самое главное, что необходимо помнить, проявление кротости к людям напрямую связано с тем самым ощущением радости и бесстрашия, о которых говорилось выше. Человек, который способен проявить к ближнему великодушие, впускает таким образом в свою жизнь Бога, который хранит его на всех его путях и даёт ему постоянное ощущение Своего присутствия. И не случайно Сам Господь говорит в Евангелии: «блаженны кроткие, потому что они увидят Бога».
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Переяславская рада». Дмитрий Володихин
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества, результатом которого стало вхождение Запорожского войска в Русское царство и присяга казаков царю Алексею Михайловичу.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.