
«Я не обладаю литературным талантом», — такими словами, словно бы извиняясь перед читателями, начинает свои мемуары княгиня Наталья Владимировна Урусова. И это единственное, в чём княгине, прочитав её книгу воспоминаний «Материнский плач Святой Руси», отказываешься верить. Взяв на себя нелёгкий труд рассказать потомкам о том, как жилось ей и её семье — искренне верующим людям — в тяжёлые послереволюционные годы, Наталья Урусова, сама того не подозревая, написала совершенно цельное и гармоничное произведение. Её «Материнский плач Святой Руси» по эмоциональному накалу смело можно поставить в один ряд со шмелёвским «Солнцем мёртвых» или пришвинской «Кащеевой цепью».
Конечно, сама княгиня, взявшись за мемуары, вряд ли ставила себе подобную цель. Как не собиралась превращать свои записки в обличительную антисоветскую пропаганду. Честно, без прикрас, рассказывая о том, насколько несправедливой и чудовищной оказалась власть советов по отношению к тем, кто просто не хотел отказываться от Бога, от веры, от христианских идеалов, и конкретно к её семье, Урусова не жалеет красок. И вместе с тем смиренно принимает все жизненные тяготы, которых на её долю выпало очень много, и всегда находит утешение, в каждой мелочи умея различить милость Божью.
Например, в рассказе о том, как красные комиссары выгнали её из собственной квартиры в Ярославле, присвоив почти всё имущество. Княгине был дан трёхдневный срок, но она решила сразу же перебраться на дачу своих знакомых. А когда на другой день вернулась, так как местность, где находилась дача, подверглась обстрелу, обнаружила на месте родного дома пепелище — после её отъезда в городе вспыхнуло восстание и пол-Ярославля сгорело в огне пожаров. Завершает свой рассказ об этом случае княгиня совершенно неожиданно.
«То, что меня огорчило, причинило и заботы, и труд было такой земной мелочью по сравнению с Милосердием Божиим, выведшим меня с детьми из города, накануне восстания; и жестокий комиссар, думая сделать мне зло большое, волею судьбы, был орудием нашего спасения!» — пишет Наталья Урусова в своей книге «Материнский плач святой Руси».
Действительно, эти тяжёлые годы, несмотря ни на что, подарили автору мемуаров и много счастливых минут и встреч. Ей довелось близко общаться со святым праведным отцом Алексием Мечёвым; быть свидетелем избрания в 1917 году Патриарха Тихона. И пусть, с одной стороны, были скитания по России в переполненных товарных вагонах, жареная картофельная шелуха на обед и постоянная угроза быть арестованной, зато, с другой, была глубокая, искренняя вера, которая хранила и помогала жить, совершая порой, без преувеличения, настоящие чудеса.
Книга воспоминаний княгини выдержала уже несколько переизданий и продолжает оставаться одной из самых популярных в своём жанре. И это, пожалуй, неудивительно. Ведь мемуаров, посвящённых безбожному лихолетью послереволюционных лет, хоть и немало, но далеко не все из них способны вселить в сердце читателя надежду и свет. Княгине Наталье Урусовой удалось это сделать, потому что её воспоминания — не бессильные проклятья, брошенные в спину эпохе, а проникающий глубоко в душу читателя, тихий и кроткий «Материнский плач Святой Руси».
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!