В это трудно поверить, но на картине «Московский дворик» изображена Москва! А точнее, вид из окна дома Василия Поленова. На пейзаже, который был написан для выставки новых полотен художников-передвижников, заметна гармония между небесным и земным мирами.

— Извините, а можно здесь присесть? Я в Третьяковской галерее впервые, правил не знаю...
— Да, пожалуйста! Вы, наверное, хотите отдохнуть? С вами всё в порядке? У вас уставший вид.
— Нет-нет, со мной всё хорошо. Просто никак не привыкну к московской суете. Я ведь в столице недавно. Приехала из маленького города. Там у нас тихо, никто никуда не спешит. А здесь совсем другой ритм жизни.
— Понимаю вас! Но знаете, ведь и Москва не всегда была такой. Вот, к примеру, лет сто пятьдесят назад некоторые московские уголки было не отличить от сельских. Да что там — по Кузнецкому мосту ходили коровы!
— Даже не верится! Неужели, правда?
— За примером и ходить далеко не нужно! Посмотрите, прямо перед вами знаменитая картина художника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Работу над ней он завершил в 1877 году — то есть, как раз в то время, о котором мы с вами сейчас говорили.
— А ведь я знаю эту картину! И всё равно, сложно поверить. Пустырь, деревянные сараи, куры, утки, колодец, лошадь с телегой... Всё заросло травой. Больше похоже на провинциальный городок!
— И всё же это Москва. На картине запечатлён вид из окна дома, в котором Поленов поселился в 1877 году. Художник приехал в столицу после долгих лет жизни в Европе. Современный адрес этого места — пересечение Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Совсем недалеко от Старого Арбата. В письме к своему дяде Василий Дмитриевич признавался, что как только выглянул в окно своей новой квартиры, тут же взялся за кисть.
— Наверное, в Европе он очень соскучился по родным пейзажам!
— Думаю, что так оно и было! Но картина «Московский дворик» появилась и благодаря ещё одному обстоятельству. Товарищество художников-передвижников, к которым принадлежал Поленов, устраивало выставку. Новых полотен у Василия Дмитриевича на тот момент не было. И он, что называется, на скорую руку написал этот пейзаж. И даже извинялся перед организаторами выставки за то, что отправляет им столь незамысловатый сюжет.
— Незамысловатый?! А мне кажется, что картина очень глубокая. От неё веет такой умиротворённостью, чистотой и безмятежностью! Дети играют на лужайке. Женщина кормит домашнюю птицу. Жизнь идёт своим чередом. А надо всем этим в бездонное голубое небо устремила свои купола белоснежная церковь — как будто сам Бог оберегает покой этого тихого уголка.
— Вы знаете, когда я смотрю на эту картину, то мне на ум всегда приходят слова святителя Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Кстати, церковь, изображённая на полотне, сохранилась до наших дней — это храм Спаса Преображения на Песках. Если вы прогуливались по Старому Арбату, то наверняка его видели. А чуть поодаль — приглядитесь — на картине виднеется ещё один храм. Это церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Она, к сожалению, была разрушена в советское время. И обратите внимание — небо занимает едва ли не большую часть полотна. Поленов композиционно показывает нам два мира — земной и небесный. И гармонию между ними.
— Да! Этот замысел очень хорошо видно! Но что же было с выставкой художников-передвижников? Понравилась ли картина посетителям и коллегам Поленова?
— Они были в восторге! И, прежде всего, отмечали духовную глубину картины. Иван Крамской назвал Василия Дмитриевича Поленова большим мастером. Полотно «Московский дворик» положило начало новому направлению в живописи передвижников: тихому, простому реализму.
— Какая интересная, оказывается, история у этой картины! Спасибо вам за рассказ. В следующий раз, когда я снова устану от городской суеты, я обязательно приду в Третьяковскую галерею — посмотреть на пейзаж Василия Поленова «Московский дворик».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов