В это трудно поверить, но на картине «Московский дворик» изображена Москва! А точнее, вид из окна дома Василия Поленова. На пейзаже, который был написан для выставки новых полотен художников-передвижников, заметна гармония между небесным и земным мирами.
— Извините, а можно здесь присесть? Я в Третьяковской галерее впервые, правил не знаю...
— Да, пожалуйста! Вы, наверное, хотите отдохнуть? С вами всё в порядке? У вас уставший вид.
— Нет-нет, со мной всё хорошо. Просто никак не привыкну к московской суете. Я ведь в столице недавно. Приехала из маленького города. Там у нас тихо, никто никуда не спешит. А здесь совсем другой ритм жизни.
— Понимаю вас! Но знаете, ведь и Москва не всегда была такой. Вот, к примеру, лет сто пятьдесят назад некоторые московские уголки было не отличить от сельских. Да что там — по Кузнецкому мосту ходили коровы!
— Даже не верится! Неужели, правда?
— За примером и ходить далеко не нужно! Посмотрите, прямо перед вами знаменитая картина художника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Работу над ней он завершил в 1877 году — то есть, как раз в то время, о котором мы с вами сейчас говорили.
— А ведь я знаю эту картину! И всё равно, сложно поверить. Пустырь, деревянные сараи, куры, утки, колодец, лошадь с телегой... Всё заросло травой. Больше похоже на провинциальный городок!
— И всё же это Москва. На картине запечатлён вид из окна дома, в котором Поленов поселился в 1877 году. Художник приехал в столицу после долгих лет жизни в Европе. Современный адрес этого места — пересечение Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Совсем недалеко от Старого Арбата. В письме к своему дяде Василий Дмитриевич признавался, что как только выглянул в окно своей новой квартиры, тут же взялся за кисть.
— Наверное, в Европе он очень соскучился по родным пейзажам!
— Думаю, что так оно и было! Но картина «Московский дворик» появилась и благодаря ещё одному обстоятельству. Товарищество художников-передвижников, к которым принадлежал Поленов, устраивало выставку. Новых полотен у Василия Дмитриевича на тот момент не было. И он, что называется, на скорую руку написал этот пейзаж. И даже извинялся перед организаторами выставки за то, что отправляет им столь незамысловатый сюжет.
— Незамысловатый?! А мне кажется, что картина очень глубокая. От неё веет такой умиротворённостью, чистотой и безмятежностью! Дети играют на лужайке. Женщина кормит домашнюю птицу. Жизнь идёт своим чередом. А надо всем этим в бездонное голубое небо устремила свои купола белоснежная церковь — как будто сам Бог оберегает покой этого тихого уголка.
— Вы знаете, когда я смотрю на эту картину, то мне на ум всегда приходят слова святителя Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Кстати, церковь, изображённая на полотне, сохранилась до наших дней — это храм Спаса Преображения на Песках. Если вы прогуливались по Старому Арбату, то наверняка его видели. А чуть поодаль — приглядитесь — на картине виднеется ещё один храм. Это церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Она, к сожалению, была разрушена в советское время. И обратите внимание — небо занимает едва ли не большую часть полотна. Поленов композиционно показывает нам два мира — земной и небесный. И гармонию между ними.
— Да! Этот замысел очень хорошо видно! Но что же было с выставкой художников-передвижников? Понравилась ли картина посетителям и коллегам Поленова?
— Они были в восторге! И, прежде всего, отмечали духовную глубину картины. Иван Крамской назвал Василия Дмитриевича Поленова большим мастером. Полотно «Московский дворик» положило начало новому направлению в живописи передвижников: тихому, простому реализму.
— Какая интересная, оказывается, история у этой картины! Спасибо вам за рассказ. В следующий раз, когда я снова устану от городской суеты, я обязательно приду в Третьяковскую галерею — посмотреть на пейзаж Василия Поленова «Московский дворик».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.
1 мая. О том, чем заканчивается предательство Иуды
Сегодня 1 мая. Великая среда. Воспоминание о предательстве Иуды.
О том, чем заканчивается предательство, — священник Алексей Дудин.